Льготы с криптовалютами

Принятие Декрета №8 не только ввело новые положения в законодательство, но и расширило перечень льгот, что благоприятно сказывается на развитие сферы ПВТ и привлечение новых резидентов, расширение возможностей и творческого потенциала.


Достаточно много информации в настоящий момент можно найти по данному вопросу, ведь ответы на них, несомненно, самые интересующие и востребованные.

Нами были рассмотрены определенные проблемы, связанные с оказанием услуг в сфере IT, к кому все же обращаться за помощью и каким образом заинтересованному лицу можно стать резидентом. Если говорить о нововведениях Декрета, то невозможно оставить без внимания его положения, касающиеся криптовалют как нового в Республике универсального средства обмена и особенностями при их учете, а также льготы при их обращении.

Все вводимые Декретом льготы по обращению с криптовалютами, на наш взгляд, наиболее целесообразно рассматривать с учетом деления на следующие группы, используя положения Декрета:

  1. Налогообложение;
  2. Валютное законодательство;
  3. Распространение действия НПА на некоторые виды деятельности резидентов ПВТ;
  4. Бухгалтерский учет;
  5. Защита информации;
  6. Экономическая несостоятельность (банкротства) резидента ПВТ.

Налогообложение

Хотелось бы отметить, что ПВТ признают единственной организацией в Республике, которая может самостоятельно предоставлять определенные налоговые льготы.

Что же предоставляет нам новый Декрет №8?

Итак, согласно его положениям, деление налогов на группы происходит по признаку относимости к субъекту-плательщику и осуществляемой операции, и, таким образом, объектами налогообложения не признаются:

Налогом на добавленную стоимость:

1. Обороты, прибыль от деятельности по майнингу, созданию, приобретению, отчуждению токенов: в данном случае не учитываются расходы и выручка указанной деятельности, однако сумма НДС, уплаченная при приобретении или ввозе товара из общей суммы вычету не подлежит.

2. Обороты по отчуждению токенов, в том числе иностранными организациями. Иностранными организациями в данном случае признаются организации, не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящие в связи с этим на учете в налоговых органах. Здесь, в свою очередь, также отмечается, что сумма НДС, которая уплачивается при приобретении или ввозе товара вычету не подлежит. Таким образом, по двум объектам мы видим, что сумма НДС при приобретении или ввозе остается в общей начисленной сумме к уплате, а остальные денежные средства в виде доходов и расходов в сумму начисления налога не входят.

Таким образом, обращаем внимание на то, что приобретение указанных товаров или имущественных прав должно быть непосредственно связано с осуществляемой деятельностью в качестве резидента ПВТ либо это должны быть операции (покупки, продажи) токенов. Причем субъектом как покупки, так и продажи может быть, в свою очередь, как национальный субъект, так и иностранное государство, отвечающее требованиям законодательства.


Налогом на прибыль

1. Обороты, прибыль от деятельности по майнингу, созданию, приобретению, отчуждению токенов;

2. Прибыль от отчуждения токенов путем их обмена на иные токены.

Таким образом, в обоих случаях снова не учитываются доходы и расходы при исчислении сумм налогообложения.


Подоходным налогом

Подоходным налогом с ФЛ – деятельность, связанную с  доходом от деятельности по майнингу,  приобретению, отчуждению токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмена на иные токены. Таким образом, при исчислении налогообложения на доходы, получаемые от осуществления предпринимательской деятельности, не включаются расходы, связанные с вышеуказанной деятельностью.


Налогом при упрощенной системе налогообложения

Объектом выступает выручка от отчуждения токенов путем их обмена на иные токены, или, иными словами, – реализация имущественных прав.

Необходимо учитывать, что указанная льгота в законодательстве закреплена до 1 января 2023 года, однако данное положение распространяет свое действие и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Таким образом, основным направлением в обеспечение льготы с криптовалютами является отсутствие учета в суммы, подлежащие налогообложению, доходов и/или расходов от реализации имущественного права на вид криптовалюты, причем как национальному резиденту, так и иностранному.


Валютное законодательство

Важная льгота, касающаяся осуществления деятельности резидентами ПВТ, сущность которой состоит в том, что на резидентов ПВТ не распространяется валютное законодательство Республики Беларусь, а именно: резиденты ПВТ, а также ФЛ и ЮЛ, являющиеся резидентами ПВТ при осуществлении разрешенных законодательством операций с использованием токенов (криптовалюты) могут использовать иностранную валюту. Обращаем внимание, что единственным исключением из этого правила является расчет резидентов Республики Беларусь между собой. Однако, из любого исключения есть еще одно исключение, а именно: производить операции по расчету в иностранной валюте резидентов Республики Беларусь между собой возможно, но: либо в системе операторов криптоплатформ, либо с указанием самого оператора, либо на зарубежных площадках.

Распространение действия НПА на некоторые виды деятельности резидентов ПВТ

«Законодательство о ценных бумагах, секьюритизации, требования о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам не распространяются на отношения резидентов Парка высоких технологий с использованием токенов, в том числе на схожие с отношениями, регулируемыми указанным законодательством». Таким образом, отношения с использованием токенов являются специальным видом правоотношений, осуществляемых между субъектами права, соответственно нормы, регулирующие данные отношения являются специальными по отношению к общим нормам законодательства, и, следовательно, применение к данным отношениям, при отсутствии нормы права, регулирующей конкретные ситуации, норм по аналогии невозможно.

Кроме того, все виды деятельности с токенами не относятся к банковской деятельности, а соответственно не регулируются банковским законодательством, которое также является исключением наравне с вышеперечисленными нормативными актами.

Бухгалтерский учет

Приобретенные резидентом токены в процессе майнинга или иным путем признаются по бухгалтерским документам активами лица, операции с ними должны быть отражены в отчетной документации, с учетом формы и требований законодательства. Также, необходимо учитывать и тот факт, что данная норма распространяет свое действие и на отношения, возникшие до вступления ее в силу.

Защита информации

Согласно положению Декрета №8: «Под информацией в указанном пункте понимается информация о частной жизни физического лица, персональные данные, а также информация, составляющая коммерческую, банковскую тайну. Исключение из указанного определения составляет коммерческая, банковская тайны государственных органов, иных государственных организаций, хозяйственных обществ, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит государству». Таким образом, согласно анализу положений законодательства, для резидентов ПВТ не требуется специальная разрешительная документация на осуществление деятельности, связанной с защитой информации, в прямо предусмотренных законодательством случаях. Все эти примеры связаны с непосредственным майнингом криптовалюты, их приобретением, хранением и другое. Однако, в свою очередь, обработка указанной информации может происходить только на программах, разработанных резидентами ПВТ, либо с участием резидента, либо созданы третьими лицами и используются резидентом ПВТ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что резиденты парка обеспечивая сохранность своей информации, а также гарантируя свою безопасность работают только с теми программами, которые разрабатывают сами либо которые признаны ими надежными.

Экономическая несостоятельность (банкротства) резидента ПВТ

Особенностью в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве) является тот факт, что к субсидиарной ответственности не может быть привлечен собственник ЮЛ, его учредитель или участники, другие лица, в отличие от привычного нам порядка проведения указанной процедуры. В свою очередь, исключение составляет такое поведение указанных лиц, которое может привести к привлечению их к уголовной ответственности. Кроме того, предусмотрена и административная ответственность за невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Заказать звонок
+
Жду звонка!