Уже много разъяснений и статей было написано по вопросу внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 536 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 536).
Мы хотели бы ещё раз напомнить о важности вопросов разъясняющимися данным Указом, в том числе об обязанности ЖСПК и ТС внести в свои Уставы соответствующие изменения, установленные Указом.
Итак, 13 июля 2016 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 536 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 536). С этой даты все ТС и ЖСПК (а также жилищные кооперативы) обязаны функционировать по новым правилам, установленным этим Указом.
Напомним также, что согласно п. 5 Указа № 536 ТС и организации застройщиков (ЖСПК, жилищные кооперативы), созданные до вступления в силу этого Указа, обязаны привести свои уставы в соответствие с ним в течение одного года со дня его вступления в силу (то есть до 13 июля 2017 г.). В Указе №536 также отмечено, что до приведения в соответствие с Указом № 536 уставы этих юридических лиц действуют в части, не противоречащей данному Указу.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность товариществ собственников жилищного фонда и организаций застройщиков (жилищно-строительных потребительских кооперативов и жилищных потребительских кооперативов) являются:
В период деятельности ЖСПК И ТС, руководствуясь нормами Жилищного кодекса Республики Беларусь и вышеназванными Указами мы можем заметить существенные расхождения. Это произошло в связи с тем, что в Жилищный кодекс не были внесены изменения и дополнения, связанные с принятием Указа № 536.
Нормы Жилищного кодекса, противоречащие названному Указу, с 13 июля 2016 г. перестали действовать. Для ТС и ЖСПК это означает, что руководствоваться устаревшими статьями ЖК Республики Беларусь нельзя.
Указ № 536 предусматривает комплексную корректировку Указа от 14 октября 2010 года № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков». Нормы документа направлены на повышение ответственности председателей товариществ собственников, организаций застройщиков.
Ужесточаются требования к их профессиональной квалификации, расширяются полномочия местных органов власти по применению мер воздействия к недобросовестным председателям, исключается возможность принятия решений меньшинством собственников вопреки интересам большинства.
Практически все решения общего собрания членов ТС теперь принимаются не так, как это было до 13 июля 2016 г. Например, при подсчете голосов прежний принцип «один член ТС — один голос» сменился принципом «каждый член ТС имеет количество голосов, пропорциональное его доле в праве общей собственности на общее имущество ТС».
Исключение составляют только те немногие случаи, когда для принятия решения требуется либо единогласие, либо наличие квалифицированного большинства (более 2/3) голосов членов ТС от их общего количества. Основная же масса решений высшего органа управления принимается при том условии, что за предлагаемое решение проголосуют члены ТС, обладающие не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов всех членов ТС.
По прежней схеме подсчета голосов (более 50 % голосов членов ТС от их общего количества) с 13 июля 2016 г. ни одно решение общего собрания приниматься не должно.
Коренные изменения при подсчете голосов коснулись и ЖСПК.
С 13 июля 2016 г. при принятии решения процент голосов, поданных «за», рассчитывается не от числа голосов присутствующих на общем собрании членов ЖСПК, а от общего числа голосов всех членов ЖСПК (а в некоторых случаях еще и собственников объектов недвижимости ЖСПК, не являющихся его членами). Небольшая часть решений общего собрания принимается, как и в ТС, по принципу «один член ЖСПК — один голос».
Однако и в этом случае при подсчете процента проголосовавших «за» за основу берется не количество присутствующих на общем собрании, а общее число всех членов ЖСПК (включая либо не включая безмандатных собственников объектов недвижимости ЖСПК).
В отношении порядка принятия решения собранием уполномоченных также действует новый принцип, единый как для ТС, так и для ЖСПК: решение считается принятым, если за него проголосовали уполномоченные, обладающие не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов всех уполномоченных. Количество голосов уполномоченных, присутствующих на собрании, юридического значения не имеет.
С 13 июля 2016 г. впервые на законодательном уровне закреплены единые основания для отказа местным исполнительным и распорядительным органом в согласовании лица на должность председателя правления, а также единый срок такого согласования.
Согласно Указу № 536 обязанности председателя правления в значительной степени расширены. Это произошло за счет перераспределения обязанностей самих ТС и ЖСПК как юридических лиц, а также закрепления новых обязанностей, выработанных сложившейся практикой деятельности ТС и ЖСПК.
Указом № 536 теперь установлена процедура передачи дел (печати и документов ТС) председателем правления, чьи полномочия истекли, а также порядок прекращения его полномочий по различного рода причинам.
Исходя из характера новшеств, предусмотренных Указом № 536, действующим ТС и ЖСПК необходимо внести соответствующие коррективы прежде всего в статью (статьи) устава, касающуюся органов управления и контроля ТС и ЖСПК.
В первую очередь придется переписать следующие пункты этой статьи:
Кроме того, нужно будет внести изменения в пункты устава, касающиеся:
Также обращаем Ваше внимание что, за не приведение уставов товариществ собственников и организаций застройщиков в соответствие с требованиями Указа N 536 до 13 июля 2017 г. председатели правления этих организаций могут быть привлечены к административной ответственности.
Согласно части первой ст. 23.64 КоАП невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, влекут наложение штрафа в размере до 50 базовых величин.
К административной ответственности по части первой статьи 23.64 КоАП будут привлекаться председатели правления, а не товарищества собственников и организации застройщиков как юридические лица. Это означает, что административный штраф председателю правления придется платить лично, а не за счет взносов членов этих организаций.
Юридическая консультация от компании ЮРИДЭКС.
Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.