Контакты

    Напишите нам

    Имя

    Телефон для связи

    Ваше сообщение

    Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности

    Разработка программного обеспечения глазами айти-юриста

    Время прочтения: 9 мин
    Автор: Полещук Вадим Леонидович
    Дата публикации: 01, Ноябрь, 2019
    Поделиться:

    В 2019 году можно уверенно говорить о серьезной динамике развития бизнеса в сфере высоких технологий. Существует большое число компаний, занимающихся разработкой приложений, онлайн-сервисов и т.д. Периодически возникают споры при разработке программного обеспечения. Грамотная реакция айти-юриста на конфликт поможет компании отстоять свои права и уберечься от убытков. Природа неприятных ситуаций может быть различной. Виновной стороной может быть и сам разработчик, и контрагент. Важно уметь находить рациональное правовое решение в любой сложившейся ситуации.

    Оптимальным вариантом будет сопровождение сотрудниками, которые специализируются именно на IT-праве. Отдельные консультации возможны, но оптимальным решением является полное ведение. Дело в том, что сфера относительно новая, отличающаяся тем, что еще не выработаны механизмы реагирования на те или иные проблемные ситуации, что порождает двусмысленность в толковании норм права, которые распространяются на эту область человеческой деятельности. Именно поэтому лучше всего доверить формирование правового поля для разработки ПО компании ЮРИДЭКС. Чтобы Вы получили более основательное представление об особенностях регулирования IT, давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

    Разработка по с точки зрения права

    Ситуация, когда создание софта происходит по заказу контрагентов, типична не только для Беларуси, но и для всего мира. К сожалению, нашими законами договор на подготовку программного обеспечения не регламентируется.

    Практика показывает, что обычно подписываются следующие виды документов:

    • договор подряда с указанием обязанности компании подготовить определенное приложение или онлайн-сервис согласно техническому заданию за установленный отрезок времени. Заказчик должен принять итоговый продукт и оплатить его;
    • договор уступки исключительного права и договор лицензионного характера на уже существующее ПО. Это требуется, потому что автор может передать права на продукцию и ее применение только посредством этих документов.

    2 договора из последнего пункта – не одно и то же. Они отличаются по объему прав, которые получает лицо, выступающее в роли покупателя. Если требуется стать полным владельцем, подписывается договор уступку, когда подразумевается ограниченный объем прав – в ход идет лицензионный договор. Обратите внимание, что мы не случайно объединили их в одну категорию. Дело в том, что есть не только отличия, но и общие моменты, ведь в обоих случаях разработчик должен предоставить определенный объем прав на программное обеспечение клиенту, который обязан перечислить вознаграждение за результат. Как Вы уже догадались, споры возникают из-за ненадлежащего исполнения обязательств друг перед другом.

    Риски разработчика

    Могут быть связаны с:

    • созданием ПО;
    • исключительным правом на ПО.

    Каждый из аспектов имеет свои особенности. Разобраться в тонкостях, найти выход из проблемной ситуации без грамотного юриста зачастую невозможно. Именно поэтому рекомендуем не пускать дела на самотек, а сразу привлекать к работе правоведов с опытом в данной сфере. Например, с этой задачей прекрасно справится наша компания. Рассмотрим каждый из рисков.

    Когда предъявляются требования, касающиеся разработки ПО

    В первую очередь это относится к качеству. Результат обязан отвечать условиям заключенного соглашения, что прописано в Гражданском кодексе РБ. Если функционал расходится с тем, который согласовывался сторонами, приложение не функционирует или делает это некорректно, клиент имеет право предъявить претензии, связанные с качеством. Требования могут выражаться в:

    • соразмерном уменьшении стоимости разработки программного обеспечения;
    • устранении найденных недостатков за разумный отрезок времени без дополнительной платы. Если изъяны не устранены или сделать это не представляется возможным, заказчик вправе не просто аннулировать договор, но и настоять на погашении понесенных убытков.

    Вывод о том, что приложение не соответствует пожеланиям, заявленным в ТЗ, может быть сделан уже в процессе разработки. Совсем необязательно дожидаться окончания работы. Если проблема не устранена, клиент может поручить исполнение иной организации за счет того, кто не справился или не устранил проблему в срок.

    Если Вы считаете претензии к качеству необоснованными, следует подтвердить, что программа соответствует всем моментам, указанным в договоре и техническом задании. Для этих целей обычно привлекается узкопрофильный специалист или направляется ходатайство о проведении судебной экспертизы в случае, когда дело доходит до разбирательств в органах Фемиды.

    Важно, чтобы в договоре содержались не только требования к качеству, но и временной период, в течение которого задача должна быть выполнена. Допускается разделение процесса на этапы с промежуточной отчетностью по каждому из них (например: проект, написание кода, последующее тестирование).

    Претензии могут выражаться и в неустойке (имеет форму штрафа/пени), что конкретизируется в заключаемом документе. Когда данный момент не согласован, заказчик не имеет права требовать компенсацию, ведь по состоянию на сегодня она не предусмотрена законодательством нашей страны.

    Помните, что исполнитель должен и своевременно предоставить итоговый продукт, и приступить к его созданию в соответствии с датой, приведенной в договоре. Если это не учесть, у заказчика появится дополнительная возможность отказаться от сотрудничества и потребовать компенсации урона. То же самое клиент имеет право сделать, когда процесс разработки явно затягивается, что ставит под вопрос своевременное решение поставленной задачи.

    Избежать санкций можно, если доказать, что приложение создано в оговоренный срок. Дата фиксируется в соответствующем акте, составляемом лицом, выполнившим работу, и подписываемом сторонами. Акт может отражать и завершение всей работы, и реализацию какого-то отдельного этапа.

    Клиент имеет право не подписывать этот документ, если считает, что приложение имеет недостатки. Данной возможностью часто злоупотребляют, оттягивая подписание акта без предоставления письменной претензии с обоснованными замечаниями. Любой юрист в сфере айти знает, как поступать в такой ситуации. Для исключения вероятности подобного развития событий, достаточно предусмотреть в договоре условие о том, что, если клиент расписывается в акте без направления мотивированных претензий по готовому заданию, оно признается исполненным и подлежащим полной оплате.

    Требования по исключительному праву на по

    Чтобы потребитель смог использовать созданную по его заказу программу, нужно передать ему не только само приложение, но и право на этот IT-продукт. Создатель отказался выполнить это условие? Тогда клиент имеет право потребовать:

    • передачи исключительного права;
    • расторжения договора.

    IT-организация должна просто оформить надлежащим образом передачу приложения и права на него. Это и будет подтверждением исполнения обязательств. ПО передается на физическом носителе, посредством облачного хранилища и другими способами, предусмотренными соглашением между сторонами и не противоречащими действующему законодательству Беларуси. Факт передачи фиксируется в акте. Если речь идет о материальном носителе, оптимальным решением будет оформление накладной согласно 58-й Инструкции.

    Исключительное право на ПО при договоре уступки по общему правилу передается заказчику с момента заключения подобного соглашения, но встречаются ситуации, когда прописан иной алгоритм. К примеру, право на программное обеспечение переходит после оформления акта приемки-передачи.

    ПО-разработка – сложный процесс, требующий достаточно много времени. Именно по этой причине есть смысл зафиксировать схему, в соответствии с которой будет оплачиваться работа. Наиболее уместно поэтапное перечисление средств с указанием конкретного срока оплаты. Так значительно проще отслеживать задолженность и предъявлять претензии в случае необходимости. Данный момент следует непременно указывать в соглашении между сторонами, ведь по общему правилу вознаграждение выплачивается после получения итогового результата.

    Обратите внимание, гонорар может перечисляться по нескольким схемам:

    • процент от заработка, полученного от применения ПО (роялти);
    • фиксированная сумма, которая может перечисляться как целиком, так и частями;
    • комбинированный вариант. Например, сначала вносится заранее оговоренный платеж, а потом – процент от прибыли на протяжении определенного времени.
      Продумать сделку так, чтобы это было максимально выгодно для Вас, помогут наши юристы. Мы имеем достаточный опыт успешной реализации подобных проектов. Просто положитесь на нас.

    Полезные советы разработчикам ПО

    Обращение в суд до истечения срока, отведенного на оплату, повлечет для разработчика убытки (потеря государственной пошлины). Не стоит делать слишком большие временные отрезки для погашения задолженности, чтобы можно было оперативно прибегать к помощи органов Фемиды.

    Разработчик имеет право на получение не только основной задолженности, но и санкций, выраженных в:

    • процентах за использование чужих финансов;
    • неустойке (штраф, пеня), если она указана документально.

    Чтобы получить дополнительную гарантию получения финансовых средств за проделанную работу, позаботьтесь о включении положений об обеспечении исполнения финансовых обязательств, к примеру, путем назначения поручителя.

    Алгоритм решения спора для it-организации

    1. Подготовка доказательной базы. Нужно подтвердить, что существует определенная договоренность. К примеру, свидетельством может быть переписка, содержащая существенные условия.
    2. Подтверждение выполнения заказа в полном объеме. Подтверждением служат акты исполненных работ, приемки-передачи, деловая переписка и т.д.
    3. Обращение к клиенту для досудебного урегулирования спорного вопроса. Обычно это решается путем переговоров. Такой путь наиболее привлекателен, так как позволяет сохранить партнерские отношения и избежать убытков. Кроме того, в некоторых ситуациях нужно сначала направить претензию, и уже потом обращаться в суд. Например, это касается разбирательств в белорусском госсуде, когда иное не предусмотрено договором.
    4. Направление заявления в соответствующий орган. Такие вопросы может решать судебная коллегия по делам ИС ВС и экономические суды. В первом случае подразумевается охрана и применение ПО как объекта авторского права, во втором – спор, не относящийся к нарушению исключительных прав на программное обеспечение (например, касающийся перечисления гонорара, качества работы и сроков ее выполнения).

    Стоит помнить, что, если в договоре неправильно приведен предмет соглашения, документ признается недействительным. Самой яркой иллюстрацией подобной ситуации является отсутствие технических характеристик ПО в техническом задании. Это касается и прочих существенных условий (допустим, в лицензионном договоре не говорится, на территории какой страны допускается использование того или иного приложения).

    Если есть арбитражное соглашение, вопросы решаются международными арбитражными судами (МАС), если третейское – третейскими органами правосудия. Кстати, в нашей стране функционирует специализированный Третейский суд в области IT и интеллектуальной собственности.

    Определение органа, в котором будут рассматриваться споры, целесообразно еще на стадии создания проекта договора. На выбор влияет множество факторов (например, стоимость иска или размер пошлины). Если этот момент не предусмотрен, в качестве органа для рассмотрения спора будет выступать госсуд по адресу нахождения ответчика. Разобраться в этом поможет юрист нашей компании. Мы сделаем все, чтобы Вы извлекли максимальную выгоду. Чтобы Вы могли принять окончательное решение, позвольте привести некоторые преимущества сотрудничества с нами.

    Плюсы компании ЮРИДЭКС

    1. Высокая квалификация сотрудников. Мы не просто имеем профильное образование, но и постоянно актуализируем свои знания, принимая участие в семинарах, курсах и т.д. Каждый сотрудник действует строго в пределах своей компетенции. К работе допускаются только лица с достаточным практическим опытом.
    2. Гибкое ценообразование. Доступно как полное сопровождение проекта, так и выполнение разовых поручений (например, составление договора). Такой подход позволяет адаптировать наши услуги под потребности и финансовые возможности практически всех прослоек предпринимателей.
    3. Деятельность строго в правовом поле. Это значит, что, например, разработанные пункты соглашения не будут признаны недействительными в суде. Действующего законодательства вполне хватает для обеспечения комфортного взаимодействия между разработчиком и клиентом, поэтому мы не выходим за его пределы.
    4. Имеются собственные механизмы реализации типовых задач, а значит – тратится меньше времени, что в итоге делает счет за услуги более бюджетным.
      Основательно вникаем в каждый проект. Для нас нет второстепенных клиентов.

    Настало время обсудить детали. Поставьте подпись в договоре. Остальное берем на себя. Оцените все прелести сотрудничества в беззаботном режиме от компании ЮРИДЭКС!

    Поделиться:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Подпишитесь на наши социальные сети, там также выходит много интересного и полезного материала.
    все статьи

      Получите онлайн-консультацию специалиста

      Ваше имя

      Телефон для связи

      Неправильно введен номер!

      Условия Политики конфиденциальности

      Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:

      Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.

      Контакты
      0
      Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x