Льготный налоговый режим в виде упрощенной системы продолжает занимать лидирующие позиции по популярности среди белорусских организаций. Применение данного режима гарантирует существенное сокращение бюрократических процедур и оптимальное планирование налоговых выплат для представителей малого и среднего бизнеса.
В этом материале мы детально рассмотрим механизм функционирования УСН, проанализируем требования к организациям для получения права на применение данного режима, а также изучим ключевые нововведения 2025 года. Особое внимание уделим практическим аспектам перехода на упрощенную систему и современным инструментам ведения налогового учета.
Что такое УСН?
Льготная система налогообложения в упрощенном формате является особым налоговым механизмом, закрепленным положениями главы 32 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ключевая концепция данного режима состоит в консолидации нескольких налоговых обязательств в рамках единого платежа, что радикально оптимизирует процедуры налогового администрирования для хозяйствующих субъектов.
Освобождение от базовых налоговых платежей
Организации, практикующие упрощенную систему, получают льготы по следующим налоговым обязательствам:
-
налоговые платежи с прибыли организаций
-
налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импортных операциях)
-
налоговые обязательства по недвижимости для объектов коммерческого использования
Основы налогообложения в рамках УСН
Предмет налогообложения: общая валовая выручка предприятия
Основа для расчета налога: совокупные поступления от продажи продукции, выполнения работ, предоставления услуг, реализации имущественных прав, а также доходы внереализационного характера
Принцип фиксации доходов: кассовая методика, в соответствии с которой поступления регистрируются при реальном зачислении финансовых средств на банковские счета или в кассу предприятия, включая предоплаты (авансирование, задатки)
Процентная ставка налога: 6% от валовой выручки
Период налогообложения: календарный год
Период для отчетности: календарный квартал
Специфика работы с НДС при использовании УСН
Субъекты упрощенной системы получают льготы по НДС в большинстве коммерческих операций, однако сохраняют налоговые обязательства в определенных ситуациях:
-
НДС при импортных операциях на белорусскую территорию
-
НДС по сделкам с зарубежными партнерами, не располагающими постоянными представительствами в Беларуси
-
НДС, ошибочно указанный в электронных счетах-фактурах
Ключевая особенность: суммы НДС, выплаченные при покупке товаров/услуг, увеличивают их себестоимость и не засчитываются к возмещению.
Кто может применять УСН?
В соответствии с действующими нормативными актами, субъектами упрощенной системы налогообложения выступают исключительно организации — юридические лица Республики Беларусь. Индивидуальные предприниматели лишены возможности использования УСН.
Базовые требования для использования УСН
Лимитирующие показатели:
По количеству сотрудников:
-
Средняя численность персонала не должна превышать 50 человек в среднем с начала года по отчетный период включительно
По объему выручки:
-
Валовая выручка в совокупности с начала календарного 2025 года не должна превышать 3 500 000 белорусских рублей
Алгоритм смены налогового режима на УСН
Смена на льготную систему налогообложения реализуется посредством двух вариантов:
1. Для недавно зарегистрированных организаций:
-
Направление уведомления в фискальные органы в рамках 20 рабочих дней с момента государственной регистрации
-
Выполнение требований по численности (максимум 50 человек) с момента создания
2. Для функционирующих организаций:
-
Направление уведомления в период с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего планируемой смене режима
-
Выполнение требований за период январь-сентябрь предшествующего года:
-
Средняя численность персонала максимум 50 человек
-
Валовая выручка в совокупности максимум 2 625 000 белорусских рублей
-
Для правильного оформления смены режима и предотвращения ошибок в вычислениях рекомендуется получить квалифицированную консультацию по вопросам налогообложения, особенно в сложных ситуациях определения соответствия требованиям УСН.
Группы организаций, лишенных права на УСН
По направлениям хозяйственной деятельности:
-
Изготовители подакцизной продукции
-
Предприятия, торгующие ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камней
-
Операторы лотерейного бизнеса
-
Организаторы электронных интерактивных развлечений
-
Участники игорной индустрии
-
Риэлтерские фирмы
-
Страховые компании
-
Банковские и небанковские кредитно-финансовые учреждения
-
Предприятия, ведущие операции с цифровыми активами (токенами)
По организационно-правовому статусу:
-
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
-
Участники холдинговых структур
-
Микрофинансовые организации
-
Инвестиционные фонды и связанные организации
-
Резиденты СЭЗ, ПВТ, индустриального парка «Великий камень»
-
Плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции
По структуре собственности:
-
Унитарные предприятия с государственной или коммунальной собственностью
-
Коммерческие организации, где более 25% акций/долей принадлежит другим организациям или государству
-
Организации, имеющие обособленные подразделения, зарегистрированные как плательщики налогов иностранного государства
Специфика ведения отчетности при УСН
Система отчетности для субъектов УСН дифференцируется в зависимости от масштаба организации:
Малые предприятия (упрощенная отчетность):
Требования:
-
Средняя численность сотрудников максимум 15 человек
-
Валовая выручка в совокупности максимум 900 000 белорусских рублей
Характеристики отчетности:
-
Возможно ведение книги учета доходов и расходов
-
Освобождение от обязательного ведения бухгалтерского учета
-
Упрощенная система отчетности
Средние предприятия (полная отчетность):
Требования:
-
Превышение лимитов по численности (свыше 15 человек) или выручке (свыше 900 000 рублей)
Характеристики отчетности:
-
Обязательное ведение полного бухгалтерского учета
-
Дополнительное ведение книги учета доходов и расходов (разделы I части I-II и раздел VI)
-
Расширенная система отчетности
Цифровые инструменты для ведения учета
На портале Министерства по налогам и сборам функционирует специализированный сервис «Книга учета доходов и расходов плательщиков УСН», предоставляющий следующие возможности:
-
Автоматизация учета: интеграция с системами кассового оборудования и банковскими сервисами
-
Автоматическое формирование отчетности: декларации по УСН, НДС при ввозе, подоходному налогу
-
Справочная информация: встроенные базы данных, подсказки, инструкции
-
Онлайн-доступ: ведение учета в режиме реального времени через личный кабинет
Важно: раздел по обязательным страховым взносам в бюджет соцзащиты ведется только на бумажном носителе или в локальных электронных системах организации.
Что меняется в применении упрощенной системы налогообложения в 2025 году
Законодательные нововведения, действующие с 1 января 2025 года, ориентированы на модернизацию механизма УСН и приспособление к актуальным экономическим условиям.
Повышение финансовых лимитов
Наиболее значимым нововведением стало увеличение пороговых показателей валовой выручки:
Показатель |
2024 год |
2025 год |
Для сохранения права на УСН (годовой лимит) |
2 311 250 руб. |
3 500 000 руб. |
Для перехода на УСН (за 9 месяцев предыдущего года) |
1 733 440 руб. |
2 625 000 руб. |
Данное повышение позволит значительно увеличить количество организаций, получающих право на использование льготной системы налогообложения.
Дополнительные ограничения по применению УСН
Введены новые категории организаций, лишенных права на применение УСН:
-
Организации с зарубежными обособленными подразделениями, зарегистрированными как плательщики налогов иностранного государства
-
Организации, получающие доходы от операций с цифровыми активами (токенами, криптовалютами)
-
Организации, созданные в результате реорганизации, если валовая выручка реорганизованных субъектов превысила установленные для УСН критерии
Расширение перечня исключений для денежных поступлений
Дополнен перечень операций, поступления от которых не лишают права на применение УСН:
-
Операции с электронными деньгами: обмен на наличные или безналичные средства
-
Факторинговые операции: получение возмещения по договорам факторинга с правом регресса
-
Цессия: получение оплаты за уступленные денежные требования
-
Возврат из бюджета: возмещение переплаченных налогов и сборов
Оптимизация налоговой базы
Уточнения в учете уступки права требования:
При уступке денежного требования, возникшего из договоров реализации, выручка в налоговой базе УСН не отражается, что устраняет риск двойного налогообложения.
Расширение исключений из налоговой базы:
Увеличен перечень внереализационных доходов, не включаемых в налоговую базу, что способствует снижению налоговой нагрузки на плательщиков УСН.
Особые требования к учету для льготных проектов
Для организаций, реализующих преференциальные инвестиционные проекты, установлена обязанность ведения полного бухгалтерского учета параллельно с книгой учета доходов и расходов при УСН, независимо от размера организации.
Практические рекомендации по адаптации к изменениям 2025 года
-
Пересмотр налогового планирования: организациям следует проанализировать возможности перехода на УСН с учетом новых лимитов
-
Актуализация учетной политики: необходимо внести изменения в документооборот с учетом новых требований к отражению операций
-
Мониторинг соответствия критериям: организациям следует внедрить системы контроля соблюдения количественных ограничений УСН
-
Использование цифровых инструментов: рекомендуется активнее применять онлайн-сервисы МНС для автоматизации учета и снижения рисков ошибок
В случае возникновения разногласий с налоговыми органами по вопросам применения УСН или интерпретации новых норм законодательства, организациям следует оперативно обращаться за профессиональной поддержкой в решении налоговых споров для минимизации финансовых рисков.
Заключение
Упрощенная система налогообложения в 2025 году демонстрирует устойчивое развитие и адаптацию к потребностям современного бизнеса. Увеличение финансовых лимитов открывает новые возможности для среднего бизнеса, а совершенствование механизмов учета способствует снижению административной нагрузки.
Успешное применение УСН требует постоянного мониторинга соблюдения установленных критериев, своевременной адаптации к законодательным изменениям и эффективного использования современных цифровых инструментов. Организациям рекомендуется регулярно анализировать соответствие требованиям УСН и при необходимости обращаться за профессиональной консультацией для оптимизации налогового планирования.

Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.
