В любой организации всегда существует вероятность, что однажды учредители по каким-то причинам могут принять решение о реорганизации. Данное действие может выразиться в виде слияния, присоединения, выделения либо преобразования в хозяйственное товарищество, общество или производственный кооператив, что определяет законодательство и договор сторон. В данной статье мы рассмотрим процедуру выделения унитарного предприятия из действующей организации.
Итак, один из способов реорганизации предприятия – это выделение, о чём говорится в гражданском законодательстве Республики Беларусь. Выделение представляет собой процесс, приводящий к формированию отдельного юридического лица или нескольких юрлиц. Причём выделяемая организация получает права и обязанности реорганизуемого юридического лица, согласно разделительному балансу, что определяет пункт 4 статья 54 Гражданского кодекса РБ.
Интересным моментом является то, что прочие формы реорганизации, исключая способ преобразования, всегда приводят к прекращению деятельности одного или нескольких реорганизуемых лиц. Реорганизации в форме выделения формирует новое юрлицо или юрлица, однако в то же время организация, которая реорганизуется, не прекращает собственную деятельность, что установлено статьёй 54 ГК.
Пример
Когда в форме выделения было реорганизовано частное унитарное предприятие «X», из него сформировалось частное унитарного предприятия «Y». В результате имеем две организации: новую «Y» и реорганизованную «X», которые продолжают заниматься своей деятельностью.
Однако в случае, когда в форме разделения было реорганизовано частное унитарное предприятие «X» на частное унитарное предприятие «Y» и частное унитарное предприятие C», то в результате тоже останется два предприятия: «Y» и «C», которые будут продолжать осуществлять свою деятельность, в то время, как унитарное предприятие «X» её прекратит, согласно пункту 3 статьи 54 ГК.
Исходя из сказанного, юрлица различных организационно-правовых форм могут выделяться при реорганизации частного унитарного предприятия. К примеру, в ситуациях, при которых к трем или более лицам в порядке наследования переходит право собственности на имущество унитарного предприятия, юридическое лицо можно реорганизовать путем выделения из него хозяйственного общества или производственного кооператива, о чём говорится в абзаце 1 и 2 части 2 пункте 9 статьи 113 ГК. Добавим, что одно или несколько унитарных предприятий могут быть выделены вследствие реорганизации иного унитарного предприятия.
Что если имущество реорганизуемого частного унитарного предприятия, из которого выделяется другое частное унитарное предприятие, находится в частной собственности физического либо юридического лица? Какой будет порядок реорганизации?
В части 2 пункта 9 статьи 113 ГК приводятся ситуации, когда владелец имущества унитарного предприятия должен осуществить реорганизацию в форме выделения или выполнить прочие определённые в указанной норме действия, к чему относится преобразование в хозяйственное общество и другое.
Подмеченными ситуациями считаются:
Вдобавок к этому приведенные ситуации не могут быть исключительно возможными причинами для реорганизации ЧУП в форме выделения. Подобную реорганизацию возможно произвести и без появления указанных или каких-либо прочих специфических ситуаций: достаточно решения владельца имущества. Сказанное имеет подтверждение в части 3 пункта 2 письма Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.07.2004 N 05-05/1399-1 «О правовых основаниях государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате преобразования унитарных предприятий в хозяйственные общества» (далее — Письмо N 05-05/1399-1). Приведенное в данной норме указание, что причины совершения реорганизации, которые называются в пункте 2 статьи 113 ГК, нельзя считать единственными, что применимо не только к рассматриваемой в Письме N 05-05/1399-1 реорганизации в форме преобразования, но и в отношении прочих ее форм, в том числе и выделения.
Когда возникает потребность выделить один или несколько видов деятельности в новое унитарное предприятие, однако нужно оставить «название» старой организации, её авторитет, базу клиентов и сложившуюся репутацию на конкретном рынке, проводится реорганизация ЧУП в форме выделения из него нового ЧУП. Чтобы реализовать цели разделения видов деятельности, можно применять другие способы, к примеру, реорганизацию в форме разделения, но по причине того, что реорганизуемая организация прекращает собственную деятельность, не будет достигнута одна из требуемых целей: сохранение его «названия», авторитета, репутации и клиентской базы.
Важный момент!
При реорганизации ЧУП в форме выделения из него другого ЧУП реорганизуемое предприятие сохраняет все выданные на его имя документы, среди которых должны быть лицензии, сертификаты и другие. Также неизменными остаются его расчетные счета и прочие реквизиты. Поэтому, если их сохранение является важным, реорганизация в форме выделения будет наиболее предпочтительной процедурой, если сравнивать с большинством иных форм реорганизации и с учреждением отдельного частного унитарного предприятия.
Когда новое юридическое лицо ставит целью вести лицензируемый вид деятельности реорганизованного юридического лица, оно имеет право вести деятельность на основании лицензии, которая была выдана старым реорганизованным в форме выделения юрлицом. Тогда отпадает необходимость в получении новой лицензии. Обращаем внимание, что новому юрлицу, которое возникло в результате выделения, в течение месяца нужно внести соответствующие изменения или дополнения в старую лицензию, полученную от реорганизованного предприятия, о чём говорится в пункте 66, части 1 пункте 70 Положения о лицензировании (Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Государственная пошлина за внесение изменений или дополнений в лицензию равна размеру пяти базовых величин (пункты 57 и 58 приложения 22 к Налоговому кодексу РБ).
Нужно различать формирование ЧУП в результате реорганизации в форме выделения от формирования ЧУП дочернего унитарного предприятия. Часть различий, которые касаются формирования новых организаций, отображены в таблице.
Действие, которое выполняется | Ответственное лицо, которое действует при реорганизации в форме выделения | Лицо, которое выполняет действие при формировании дочерней организации |
Принимается решения реорганизовать предприятие | Владелец имущества, принадлежащее к реорганизуемому ЧУП (абзац 10 пункт 6 статья 113 ГК) | отсутствует |
Принимается решение о формировании ЧУП | Владелец имущества, которое принадлежит к реорганизуемому ЧУП (абзац 2 пункт 6 статья 113 ГК) | Учредитель дочерней организации с согласия владельца имущества старого ЧУП (часть 1 пункт 3 статья 114 ГК) |
Назначается руководитель сформированного ЧУП | Владелец имущества, которое принадлежит к реорганизуемому ЧУП (абзац 6 пункт 6 статья 113 ГК) | Учредитель дочерней организации (часть 2 пункт 3 статья 114 ГК) |
Утверждается устав сформированного ЧУП | Владелец имущества, которое принадлежит реорганизуемому ЧУП (абзац 4 пункт 6 статья 113 ГК) | Учредитель дочерней организации (часть 2 пункт 3 статья 114 ГК) |
Важный момент!
В полной форме название дочерней компании обязано включать в себя понятие «дочернее», а вот полная форма названия организации, которая сформировалась после реорганизации предприятия в форме выделения, ничего содержать не обязано, о чём говорится в пункте 3 статьи 113 ГК.
Законодательство устанавливает рамки по отношению к лицам, которые имеют право быть учредителями, владельцами имущества при выделении ЧУП, согласно части 1 пункту 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее — Положение о госрегистрации), утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О госрегистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1)).
Не стоит забывать, что выборочная проверка реорганизованной организации, которая содержится в плане выборочных проверок, должна быть проведена до начала государственной регистрации данного предприятия, о чём говорится в абзаце 10 части 1 пункте 19 Положения о госрегистрации. Говоря по-другому, когда в отношении реорганизованного предприятия ещё не проводилась либо не окончилась выборочная проверка, нельзя представлять документы на госрегистрацию выделенного предприятия. Лишь по завершению данной проверки, ответственное лицо может подавать документы в регистрирующий орган.
В заявлении о госрегистрации учредителями юрлица обязана указывается достоверная информация, за которую они несут ответственность, согласно части 1 пункта 26 Положения о госрегистрации. Из этого следует, что госрегистрацию выделенной организации могут признать недействительной, в случае использования недостоверных сведений, не исключая информацию о проведении или завершении плановой проверки реорганизованного ЧУП, если оно было внесено в координационный план контрольной деятельности, что прописано в части 2 пункте 26 Положения о госрегистрации.
Заметим, что органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции, в случае обнаружении причин для признания госрегистрации незаконной, должны обратиться в экономический суд. На протяжении трех лет с момента госрегистрации изменений (дополнений) в устав в связи с реорганизацией в форме преобразования, перечисленные лица имеют право обратиться в суд с соответствующими исками, о чём говорится в абзаце 2 части 4, 5 пункте 26 Положения о госрегистрации.
Важный момент!
Когда госрегистрации выделенного ЧУП через суд признаётся незаконной, в местные бюджеты проводится взыскание доходов, полученных ЧУП от его деятельности за полный период существования организации. Доходы взыскиваются вне зависимости от времени, которое прошло со дня госрегистрации выделенного ЧУП.
Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.