Игорная деятельность в Республике Беларусь представляет собой значимый сектор экономики, который регулируется не только с точки зрения налогообложения, но и посредством специальных правовых норм. Настоящая статья посвящена ключевым положениям законодательства, регулирующим объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес, применяемым налоговым ставкам, условиям организации игорных заведений, в том числе виртуальных, а также срокам представления налоговой отчетности.
Объекты налогообложения
Исходя из положений Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), к объектам, подлежащим обложению налогом на игорный бизнес, относятся:
- столы игровые;
- автоматы игровые;
- кассы тотализаторов;
- кассы букмекерских контор;
- доход от проведения азартных игр (игровой доход).
С 01.04.2019 года обязательному учету в Специальной компьютерной кассовой системе (далее – СККС) подлежит совокупность указанных объектов до их фактического использования при организации азартных игр.
Регистрация осуществляется налоговой инспекцией по месту учета и подтверждается выдаваемым свидетельством о государственной регистрации всего перечня имеющихся в наличии у организации объектов налогообложения с указанием их места расположения. С момента получения такого свидетельства объекты считаются официально зарегистрированными. Его форма регламентирована Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС). Копия свидетельства в обязательном порядке подлежит хранению в месте расположения объектов налогообложения. Очень важно, чтобы копия была заверена, это оградит вас от нежелательных последствий в виде административной ответственности.
Налоговые ставки
Последними изменениями, которые были внесены в НК, были затронуты непосредственно ставки налога на игорный бизнес вступившие в силу с 1 января 2025 года. В среднем они возросли на 5,4 %:
Объекты налогообложения |
Ставки налога на игорный бизнес, руб. |
|
---|---|---|
В 2024 г. |
В 2025 г. |
|
Игровой стол |
8 443,00 |
8 899,00 |
Игровой автомат |
284,00 |
299,00 |
Касса тотализатора |
2 661,00 |
2 805,00 |
Касса букмекерской конторы |
1 774,00 |
1 870,00 |
Изначально для игровых автоматов была установлена только фиксированная ставка налога. Однако ввиду последних изменений в налоговом законодательстве Беларуси была внедрена еще и повышенная ставка. Предполагается, что ее введение должно стимулировать обновление игрового оборудования, которое уже находится в использовании. Она применяется только в тех случаях, когда игровое оборудование, модели которого находятся в Государственном реестре моделей игровых автоматов (далее — Реестр), используются уже на протяжении более 10 лет. Размер повышенной ставки превышает размер фиксированной в 2 раза. Применяется ставка только с начала того месяца, который следует за месяцем, в котором истек срок в 10 лет с даты включения вида игровой техники в Реестр, но не раньше 1 января 2025 года.
Кроме того, в начале 2025 года законодатель увеличил ставку налога на игровой доход, получаемый виртуальными игорными организациями, до 10 %. При этом для традиционных (наземных) форм игорного бизнеса (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы) ставка налога на игровую прибыль осталась без изменений.
Условия организации игорных заведений
Законодательство устанавливает ряд требований, обязательных для юридических лиц, планирующих организацию деятельности в сфере игорного бизнеса:
- Наличие помещений (капитальных строений), находящихся в собственности или ином вещном праве. Для залов игровых автоматов минимальная площадь эксплуатируемой зоны должна составлять 100 кв. м, для казино 250 кв. м. Имеются исключения для заведений в гостиницах категории не ниже «3 звезды».
- Обследование помещения, подтверждающее его соответствие предъявленным требованиям.
- Постановка объектов налогообложения на учет в СККС до их использования.
- Регистрация всех денежных расчетов (наличных и безналичных), выигрышей и возвратов несыгравших ставок в СККС.
- Обеспечение безопасности посетителей и сохранности оборудования.
- Выплата выигрышей и возврат ставок только при предъявлении документа, идентифицирующего личность человека.
- Подключение оборудования к СККС.
Запрещается размещение игорных заведений в зданиях образовательных учреждений, организаций здравоохранения, культовых объектов, жилых домов, органов власти, банков, почтовых и телекоммуникационных организаций, а также в санаторно-курортных и культурных учреждениях.
Бесплатная юридическая консультация
Бесплатная юридическая консультация с расчетом стоимости. Даём ответы на вопросы, а не ссылаемся на законы.
Узнать подробнееВиртуальные игорные заведения
Для функционирования виртуальных игорных заведений законодательством закреплены дополнительные требования, в числе которых:
- использование доменного имени национального сегмента сети Интернет;
- отсутствие у учредителей и руководителей фактов привлечения к ответственности за экономические преступления в предшествующие два года;
- наличие лицензии и стажа ведения игорной деятельности не менее двух лет;
- осуществление деятельности на территории Беларуси;
- проведение расчетов исключительно через банковские счета, открытые в Республике Беларусь;
- подключение к СККС и обеспечение удаленного доступа к системе для МНС.
Сроки налоговой отчетности
На основании пунктов 1 и 2 статьи 360 НК на налогоплательщиков возложена обязанность:
- представлять налоговые декларации (расчёты) по налогу на игорный бизнес в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за завершившимся налоговым периодом;
- осуществлять уплату указанного налога в срок не позднее 22-го числа месяца, следующего за соответствующим налоговым периодом.
Игорный бизнес в Беларуси находится под строгим контролем государства и требует соблюдения множества норм и правил. Налогообложение игорного бизнеса является важным аспектом, который необходимо учитывать при открытии и ведении игорного заведения. В связи с частой корректировкой норм налогового законодательства очень важно следить за изменениями, чтобы обеспечить соответствие всем требованиям и избежать возможной ответственности за совершенные правонарушения (ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Для законного ведения игорного бизнеса и получения необходимых разрешений рекомендуем воспользоваться профессиональными услугами по лицензированию игорной деятельности. Подробнее об этом можно узнать на странице Лицензирование в Республике Беларусь.

Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.
