Указ № 227 о контрольной (надзорной) деятельности: ключевые изменения и их влияние на бизнес
Президент Беларуси 6 июня подписал Указ № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности», который вступает в силу с 1 января 2026 года. Он заменит действующий Указ № 510, так как вносит существенные коррективы в систему государственного контроля, затрагивая как порядок проведения проверок, так и права проверяемых организаций. Рассмотрим основные изменения, которые необходимо учитывать бизнесу.
Указ № 227 о контрольной деятельности: основные изменения
Указ № 227 о контрольной деятельности пересматривает подходы к организации проверок, мониторингов и иных форм контроля. Все формы контроля объединены в единую систему, включающую:
- Выборочные проверки – плановые мероприятия, направленные на оценку соблюдения законодательства.
- Внеплановые проверки – проводятся при наличии жалоб, угроз безопасности или других экстренных ситуаций.
- Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера – направлены на оценку соответствия оборудования, технологий и процессов установленным нормам.
- Мониторинги – регулярный дистанционный или выездной контроль.
Главное требование к контролирующим органам – не препятствовать хозяйственной деятельности предприятий. Любое незаконное вмешательство в работу организаций может повлечь ответственность должностных лиц (подп. 2.1 и 2.2 Указа № 227).
Указ Президента № 227: новый порядок проведения проверок
Указ о совершенствовании контрольной деятельности № 227 вводит несколько важных изменений в процедуру проверок:
Отмена обязательного ведения книги учета проверок
Ранее организации обязаны были вести книгу учета проверок, куда вносились все визиты контролирующих органов. Теперь это право, а не обязанность (ч. 5 подп. 1.2 Указа № 227). Соответственно, проверяющие органы больше не могут быть не допущены на предприятие из-за отказа внести запись в книгу.
Уточнение сроков получения документов
Если акт проверки или решение направляются по почте (из-за отсутствия представителя компании на месте), срок получения теперь исчисляется в рабочих днях (ранее – в календарных). Документ считается полученным через 3 рабочих дня после отправки (п. 29, 32, 77 Положения о проверках № 227).
Гибкие сроки устранения нарушений
Проверяющие обязаны устанавливать реальные сроки для исправления нарушений, учитывая специфику бизнеса. Если компания не успевает устранить замечания, она может подать заявление о продлении срока (не позднее 3 рабочих дней до окончания установленного периода). Перенос допускается только один раз (п. 82 Положения о проверках № 227).
Кроме того, требования об устранении нарушений теперь можно обжаловать в том же порядке, что и решения по акту проверки (п. 85, 86, 88 Положения № 227).
Указ № 227 о контрольной деятельности: новые правила мониторинга
Указ № 510 о совершенствовании контрольной надзорной деятельности уже включал нормы о мониторингах, но Указ № 227 детализирует их проведение.
Два вида мониторинга
- Дистанционный – анализ документов и данных без посещения предприятия.
- Наблюдение на месте – осмотр территории и объектов для оценки текущего состояния.
Ограничения по частоте проверок
- После плановой проверки мониторинг по тем же вопросам нельзя проводить в течение года.
- На одном объекте мониторинг возможен не чаще 1 раза в 3 месяца.
Исключение – случаи, когда есть угроза национальной безопасности, жизни людей или экологии (п. 8 Положения о мониторинге № 227), проверки по поручению Президента, Совмина, а также назначенные КГК (ч. 2 и 3 п. 8 Положения о мониторинге N 227).
Указ № 227 о контрольной деятельности: права и обязанности сторон
Проверяющие должны (п. 12 Положения о мониторинге N 227):
- получать письменное согласие на вход в закрытые помещения (территорию),
- предъявлять служебное удостоверение и решение о мониторинге,
- давать рекомендации по устранению нарушений.
Субъекты обязаны (п. 14 Положения о мониторинге N 227):
- не препятствовать доступу на общедоступные территории,
- предоставлять документы по устному запросу (если они должны быть в открытом доступе),
- сообщать о выполнении рекомендаций.
Субъекты (их представители) вправе (п. 13 Положения о мониторинге N 227):
- давать согласие либо отказывать должностным лицам контролирующих (надзорных) органов в допуске на закрытую территорию
- обжаловать решение о переносе срока или об отказе в переносе срока устранения нарушений (недостатков), указанного в рекомендациях контролирующего (надзорного) органа
Если нарушения не найдены, компания не получит уведомления (п. 41 Положения о мониторинге N 227).
Перечень № 227 исключает из сферы контроля налоговых органов оборот нефтяного жидкого топлива (ранее это регулировалось п. 13 перечня к Указу № 510). Теперь эти вопросы переданы другим ведомствам.
Когда вступают в силу новые нормы указа N 227
Основные положения Указа № 227 начнут действовать с 1 января 2026 года.
Указ Президента № 227 от 06.06.2025 направлен на снижение административного давления на бизнес при сохранении эффективного контроля.
Предприятиям стоит заранее изучить новые требования, чтобы адаптироваться к изменениям и минимизировать риски при взаимодействии с контролирующими органами.
Юридическая компания ЮРИДЭКС оказывает услуги по регистрации филиалов иностранных компаний в Республике Беларусь, обеспечивая полное соблюдение законодательных требований. Наши клиенты получают комплексное сопровождение на всех этапах, что позволяет минимизировать сроки запуска бизнеса.

Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.
