В процессе трудоустройства в Республике Беларусь наниматель вправе запросить у кандидата письменное заявление о приеме на работу. Несмотря на то, что Трудовой кодекс Республики Беларусь не устанавливает обязательного требования к наличию этого документа, многие предприятия и учреждения продолжают использовать заявление как часть кадрового делопроизводства.
В данной статье представлена исчерпывающая информация о том, как правильно составить заявление, какие сведения в него включить и как происходит процедура рассмотрения.
Для чего необходимо заявление о приеме на работу
Первостепенная функция заявления о приеме на работу заключается в документальной фиксации добровольного волеизъявления гражданина. Оно служит письменным подтверждением осознанного выбора соискателя, отражая его намерение занять конкретную должность в определенной организации. В документе четко выражается согласие претендента на выполнение профессиональных обязанностей и принятие установленных нанимателем условий труда. Эта формальная процедура имеет важное правовое значение, так как подтверждает добровольный характер возникающих трудовых отношений.
Следует подчеркнуть, что заявление о приеме на работу выполняет исключительно вспомогательную функцию в процессе оформления трудовых отношений. Оно ни в коем случае не заменяет собой трудовой договор, который остается основным документом, регулирующим взаимоотношения между нанимателем и работником. Заявление лишь дополняет процедуру оформления, придавая ей дополнительную формальную определенность и завершенность.
Образец заявления о приеме на работу
Документ оформляется в свободной форме. У компании-нанимателя может быть разработано собственное заявление о приеме на работу, образец которого выдается соискателям. Его можно заполнить от руки или на компьютере. Также разрешен смешанный способ: текст распечатывается, при этом от руки прописывается дата, ФИО кандидата. Если возникнут сложности с составлением документа, всегда можно обратиться за юридической консультацией.
В шапке заявления о приеме на работу фиксируются данные о соискателе, наименование и правовая форма организации, а также ФИО и должность руководителя.
Какие дополнительные документы потребуются
К заявлению нужно приложить следующий примерный перечень документов:
- паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, которые подлежат призыву на воинскую службу);
- трудовую книжку (кроме впервые поступающих на работу лиц и совместителей).
- документ об образовании (об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение работы);
- направление на работу в счет брони (выдается инвалидам, детям-сиротам и иным категориям работников, определенным законодательством);
- индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
- страховое свидетельство.
- другие документы, предусмотренные законодательством.
Компании, оказывающие юридические услуги, могут помочь при возникновении сложностей.
Правовой статус заявления о приеме на работу в контексте трудового законодательства Беларуси
Действующее трудовое законодательство не включает данный документ в перечень обязательных при заключении трудового договора, что закреплено в нормах Трудового кодекса. В частности, часть третья статьи 26 ТК прямо запрещает нанимателю требовать от соискателя документы, не предусмотренные действующим законодательством.
Могут ли из-за ошибки не принять заявление
Некорректные данные часто становятся причиной того, что в приеме документа отказано. При этом неточности должны быть существенными, например, неверно указаны:
- адрес, где соискатель зарегистрирован;
- сведения о должности, на которую кандидат претендует.

Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.
