Одной из самых обсуждаемых новостей в сфере правового регулирования регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования стало внесение проекта закона “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования” (далее – законопроект) в Палату представителей в мае этого года. Такая новость не стала неожиданной, ведь данная сфера уже более 15 лет по большей части регулируется декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования” (далее – Декрет № 1). Новoвведение — это не просто желание государственных органов усовершенствовать действующее законодательства, это необходимость, котoрая позволит идти государству в ногу со временем.
Основания для разработки и цели законопроекта
Как утверждают государственные новостные источники законопроект подготовлен для усовершенствования порядка регулирования процессов государственной регистрации и ликвидации субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ведения ЕГР.
Как и ожидалось базой для проекта закона стал Декрет № 1, а также иные норма законодательства, регулирующего сферу регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
Основные нововведения законопроекта
В законопроекте планируют отобразить ряд нововведений, таких как:
- Использование ЮЛ типового устава при регистрации (это даст возможность уменьшить перечень документов, подаваемых в орган, осуществляющий регистрацию);
- Будут введены новые основания для внесения и обновления информации в ЕГР, включая аспекты информационного взаимоотношения данного регистра с другими информационными структурами;
- Предполагается уменьшение общеадминистративного давления на предпринимателей, а также укрепление защиты прав и интересов контрагентов;
- Будут внедрены методы возмездного предоставления информации из ЕГР, что позволит субъектам предпринимательства в короткий промежуток времени получать необходимые данные;
- Предусмотрен общий срок представления данных из ЕГР для ФЛ и ЮЛ (уменьшен на 2 календарных дня, с 7 на 5);
- Предполагается внедрение архива в электронном виде;
- Ужесточаются стандарты проверки и обновления информации о субъектах, занимающихся хозяйственной деятельностью, включая сведения об имуществе выгодоприобретателя;
- Уменьшится ряд органов, осуществляющих регистрацию (основополагающим принципом, исходя из которого будет выбираться регистрационный орган, теперь будет являться его расположение);
- Теперь будет устанавливаться требование, по которому сведения об адресе электронной почты субъекта хозяйствования будут включаться в ЕГР и ввиду этого возникнет обязательство по уведомлению регистрирующего органа, если произойдет соответствующее изменение;
Бесплатная юридическая консультация
Бесплатная юридическая консультация с расчетом стоимости. Даём ответы на вопросы, а не ссылаемся на законы.
Узнать подробнее
- Законопроект вводит положение, согласно которому перед осуществлением процедуры государственной регистрации будут направляться просьбы о проверке в специализированный государственный орган, ответственный за превенцию и обнаружение опасности, грозящей национальной безопасности. Этот орган проверяет, не связана ли деятельность, осуществляемая собственником имущества частного учреждения или учредителей ассоциации (союза), предоставивших регистрационные документы, с потенциальной угрозой для национальной безопасности. В случае утвердительного результата проверки регистрирующий орган обязан отклонить просьбу субъекта хозяйствования о государственной регистрации, чтобы предотвратить риски, связанные с запрещенной деятельностью и получением финансирования из-за границы;
- Предлагается создание нового порядка обновления, находящихся в ЕГР данных об участниках хозяйственного общества в случае, если один из них покинет общество;
- Будут нововведения в процедуре постановки субъектов хозяйствования на учет в государственных органах. Вводится уменьшение срока с 5 до 3 рабочих дней. Помимо прочего было предложено исключить надобность получения извещения о постановке на учет на руки. Такая информация по прошествии 3-х рабочих дней после регистрации будет располагаться на интернет-портале ЕГР общедоступно;
- Было выдвинуто предложение ввести возможность установления судом, судебным исполнителем запрета на вынесение решения о ликвидации ЮЛ, что послужит разрешению проблемы принудительного взыскания задолженностей;
- Вводится ограничение, запрещающее повторное внесение в ЕГР записи о прекращении ликвидационной процедуры ЮЛ или ИП более чем 1 раз. Кроме того, срок приостановления процедуры ликвидации (если такое приостановление будет инициировано контрагентом) увеличится на 1 месяц (с 2 до 3);
- Будет введена ответственность для собственника имущества (учредителя, участника) и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) по долгам ЮЛ, которое было ликвидировано, в размере тех требований кредиторов, которые не были удовлетворены (в тех случаях, когда будет установлено нарушение законодательства в сфере ликвидации ЮЛ, которое повлекло неудовлетворение требований контрагентов в установленном порядке при наличии возможности их исполнения);
- Расширение полномочий регистрирующего органа, позволяющее отказать в государственной регистрации реорганизации ЮЛ при наличии письменного уведомления от контрагента о наличии неисполненных обязательств, связанных с данной реорганизацией (при соблюдении определенных условий).
Иные процедуры и изменения нормативных актов
Помимо вышеизложенного законопроектом будут регламентированы и иные процедуры для усовершенствования процесса государственной регистрации и ликвидации субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также предусмотрен перечень изменений нормативных актов государства с целью обеспечения надлежащего регулирования отрасли государственной регистрации.
Общая оценка и рекомендации по использованию законопроекта
В целом, в самом законопроекте содержится комплексный набор мер, направленных на систематическое и всестороннее урегулирование государственной регистрации и ликвидации субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, доведение до актуальности и оптимизирования регламентируемых процессов, уменьшение временных издержек как для государственных органов, так и для бизнеса, а также на стимуляцию добросовестного поведения субъектов в процессе их осуществления.
Для успешной и корректной процедуры государственной регистрации рекомендуем обратиться к специалистам. Подробно об услугах по регистрации юридических лиц можно узнать на странице регистрация юридического лица в Минске.
Если требуется надежное сопровождение процедуры прекращения деятельности и ликвидации бизнеса, предлагаем воспользоваться профессиональными услугами по ликвидации предприятий в Минске, которые обеспечат защиту интересов и законность всех этапов.

Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.
