Законопроект о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования в Беларуси: ключевые нововведения 2025
Услуги

    Напишите нам

    Имя

    Телефон для связи

    Ваше сообщение

    Новый законопроект о регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования в Беларуси

    • Время прочтения:

      4 мин

    • Автор:

      Кристина Кривко

    • Дата публикации:

      19 сентября, 2025

    • Поделиться:

    Одной из самых обсуждаемых новостей в сфере правового регулирования регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования стало внесение проекта закона “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования” (далее – законопроект) в Палату представителей в мае этого года. Такая новость не стала неожиданной, ведь данная сфера уже более 15 лет по большей части регулируется декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования” (далее – Декрет № 1). Новoвведение — это не просто желание государственных органов усовершенствовать действующее законодательства, это необходимость, котoрая позволит идти государству в ногу со временем.

    Основания для разработки и цели законопроекта

     

    Как утверждают государственные новостные источники законопроект подготовлен для усовершенствования порядка регулирования процессов государственной регистрации и ликвидации субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ведения ЕГР.

    Как и ожидалось базой для проекта закона стал Декрет № 1, а также иные норма законодательства, регулирующего сферу регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. 

     

    Основные нововведения законопроекта

     

    В законопроекте планируют отобразить ряд нововведений, таких как:

    • Использование ЮЛ типового устава при регистрации (это даст возможность уменьшить перечень документов, подаваемых в орган, осуществляющий регистрацию);
    • Будут введены новые основания для внесения и обновления информации в ЕГР, включая аспекты информационного взаимоотношения данного регистра с другими информационными структурами;
    • Предполагается уменьшение общеадминистративного давления на предпринимателей, а также укрепление защиты прав и интересов контрагентов;
    • Будут внедрены методы возмездного предоставления информации из ЕГР, что позволит субъектам предпринимательства в короткий промежуток времени получать необходимые данные;
    • Предусмотрен общий срок представления данных из ЕГР для ФЛ и ЮЛ (уменьшен на 2 календарных дня, с 7 на 5);
    • Предполагается внедрение архива в электронном виде;
    • Ужесточаются стандарты проверки и обновления информации о субъектах, занимающихся хозяйственной деятельностью, включая сведения об имуществе выгодоприобретателя;
    • Уменьшится ряд органов, осуществляющих регистрацию (основополагающим принципом, исходя из которого будет выбираться регистрационный орган, теперь будет являться его расположение);
    • Теперь будет устанавливаться требование, по которому сведения об адресе электронной почты субъекта хозяйствования будут включаться в ЕГР и ввиду этого возникнет обязательство по уведомлению регистрирующего органа, если произойдет соответствующее изменение;

     

    Бесплатная юридическая консультация

    Бесплатная юридическая консультация с расчетом стоимости. Даём ответы на вопросы, а не ссылаемся на законы.

    Узнать подробнее

     

    • Законопроект вводит положение, согласно которому перед осуществлением процедуры государственной регистрации будут направляться просьбы о проверке в специализированный государственный орган, ответственный за превенцию и обнаружение опасности, грозящей национальной безопасности. Этот орган проверяет, не связана ли деятельность, осуществляемая собственником имущества частного учреждения или учредителей ассоциации (союза), предоставивших регистрационные документы, с потенциальной угрозой для национальной безопасности. В случае утвердительного результата проверки регистрирующий орган обязан отклонить просьбу субъекта хозяйствования о государственной регистрации, чтобы предотвратить риски, связанные с запрещенной деятельностью и получением финансирования из-за границы;
    • Предлагается создание нового порядка обновления, находящихся в ЕГР данных об участниках хозяйственного общества в случае, если один из них покинет общество;
    • Будут нововведения в процедуре постановки субъектов хозяйствования на учет в государственных органах. Вводится уменьшение срока с 5 до 3 рабочих дней. Помимо прочего было предложено исключить надобность получения извещения о постановке на учет на руки. Такая информация по прошествии 3-х рабочих дней после регистрации будет располагаться на интернет-портале ЕГР общедоступно;
    • Было выдвинуто предложение ввести возможность установления судом, судебным исполнителем запрета на вынесение решения о ликвидации ЮЛ, что послужит разрешению проблемы принудительного взыскания задолженностей;
    • Вводится ограничение, запрещающее повторное внесение в ЕГР записи о прекращении ликвидационной процедуры ЮЛ или ИП более чем 1 раз. Кроме того, срок приостановления процедуры ликвидации (если такое приостановление будет инициировано контрагентом) увеличится на 1 месяц (с 2 до 3);
    • Будет введена ответственность для собственника имущества (учредителя, участника) и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) по долгам ЮЛ, которое было ликвидировано, в размере тех требований кредиторов, которые не были удовлетворены (в тех случаях, когда будет установлено нарушение законодательства в сфере ликвидации ЮЛ, которое повлекло неудовлетворение требований контрагентов в установленном порядке при наличии возможности их исполнения);
    • Расширение полномочий регистрирующего органа, позволяющее отказать в государственной регистрации реорганизации ЮЛ при наличии письменного уведомления от контрагента о наличии неисполненных обязательств, связанных с данной реорганизацией (при соблюдении определенных условий).

     

    Иные процедуры и изменения нормативных актов

     

    Помимо вышеизложенного законопроектом будут регламентированы и иные процедуры для усовершенствования процесса государственной регистрации и ликвидации субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также предусмотрен перечень изменений нормативных актов государства с целью обеспечения надлежащего регулирования отрасли государственной регистрации.

     

    Общая оценка и рекомендации по использованию законопроекта

     

    В целом, в самом законопроекте содержится комплексный набор мер, направленных на систематическое и всестороннее урегулирование государственной регистрации и ликвидации субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, доведение до актуальности и оптимизирования регламентируемых процессов, уменьшение временных издержек как для государственных органов, так и для бизнеса, а также на стимуляцию добросовестного поведения субъектов в процессе их осуществления.

    Для успешной и корректной процедуры государственной регистрации рекомендуем обратиться к специалистам. Подробно об услугах по регистрации юридических лиц можно узнать на странице регистрация юридического лица в Минске.

    Если требуется надежное сопровождение процедуры прекращения деятельности и ликвидации бизнеса, предлагаем воспользоваться профессиональными услугами по ликвидации предприятий в Минске, которые обеспечат защиту интересов и законность всех этапов.

    Поделиться:
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Подпишитесь на наши социальные сети, там также выходит много интересного и полезного материала.

      Получите онлайн-консультацию специалиста

      Ваше имя

      Телефон для связи

      Неправильно введен номер!

      Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:

      Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.

      0
      Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x