Парк высоких технологий

Парк высоких технологий называют особой экономической зоной, которая обладает своим режимом налогообложения и содействует благоприятному развитию бизнеса в сфере IT на территории Республики Беларусь. Данная организация была создана на определенный срок, однако, в связи с внесением изменений и дополнений в законодательные акты, был не только продлен срок ее деятельности, но и расширены и введены определенные льготы для ее участников. Порядок регулирования деятельности ПВТ отражен в Положении о парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 №8. Указанный нормативный акт содержит перечень видов деятельности, которые могут оказываться резидентами ПВТ, порядок вступления в ПВТ и иные вопросы, связанные с его деятельностью.

Обращаем внимание на то, что указанный перечень не является исчерпывающим, что не ограничивает творческий и научный потенциал лиц, желающих стать резидентами ПВТ, а также не закрепляет одно или несколько определенных направлений его деятельности, что способствует постоянному расширению сферы ПВТ.


Согласно указанному Положению резидентами Парка высоких технологий могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь. Следовательно, можно сделать вывод о том, что пакет документов, предъявляемый в администрацию ПВТ зависит от вида субъекта, желающего стать резидентом.

Для регистрации в качестве резидента Парка высоких технологий юридическому лицу необходимо предоставить:

  1. заявление, заполненное по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь;
  2. копию устава юридического лица, заверенную его руководителем;
  3. копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенную его руководителем;
  4. бизнес-проект, который предлагается реализовать в качестве резидента ПВТ.

Индивидуальный предприниматель, в свою очередь, предоставляет:

  1. заявление, заполненное по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь;
  2. заверенную копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. бизнес-проект, который предлагает реализовать в качестве резидента ПВТ.

Указанный перечень документов может быть подан в администрацию ПВТ независимо от того, в какой местности находится сам заявитель и важно помнить о том, что при подаче копий документов, указанных в перечне, необходимо иметь при себе их оригинальные экземпляры, на что законодатель также обращает внимание. Документы принимаются администрацией ПВТ по акту описи, копия которого вручается заявителю с отметкой о дате приема документов от заявителя. Следовательно, данный факт можно определить в качестве непосредственного способа защиты как прав представителей ПВТ, осуществляющих прием документов, так и самого заявителя, а также как способ, препятствующий подлогу документов и развитию коррупции со стороны должностных лиц ПВТ.

документы на рассмотрении

Ознакомившись с требованиями законодательства, на первый взгляд, можно сказать о том, что процедура вступления в ПВТ не представляет никаких трудностей как для юриста, так и для лица, принявшего решение о регистрации. Однако, анализ его положений говорит нам об обратном. Неоднократно в Положении о ПВТ законодатель отмечает такие положения, как: «Администрация Парка рассматривает представленные документы и направляет их со своим заключением о целесообразности или нецелесообразности регистрации заявителя в качестве резидента Парка высоких технологий на рассмотрение Наблюдательного совета»; или, «Наблюдательным советом принимается решение о регистрации (об отказе в регистрации) юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента Парка высоких технологий с учетом важности и значения представленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем бизнес-проекта для развития сферы новых и высоких технологий».


Составление бизнес планаТаким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ особую важность представляет не столько юридическая сторона вопроса, а именно: подготовка и оформление пакета документов для регистрации, – сколько бизнес-проект с точки зрения его целесообразности, важности и значимости для развития сферы новых и новейших технологий. По нашему мнению, без всякого сомнения, данную оценку кроме администрации Парка и Наблюдательного совета, может дать только IT-специалист. Ведь именно он четко понимает механизм деятельности создаваемого проекта, условия его реализации и непосредственную значимость для развития сферы технологий. Данный вывод подтверждается также типовой формой бизнес-проекта, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2006 №403 в редакции от 20.03.2018 №205. Так, например, в требованиях к составу бизнес-проекта, а именно в п. 5 говорится о том, что в бизнес-проекте указываются «один или несколько видов деятельности, непротиворечащих законодательству о ПВТ, конкретные мероприятия по их осуществлению, виды и объемы предполагаемых к реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обоснование необходимости их реализации, планируемые результаты финансово-экономической деятельности.

Анализируя вышеизложенные положения, можно сделать вывод о том, что даже несмотря на наличие типовой формы, бизнес-проект должен содержать свои определенные особенности, отличающие его от иных проектов, содержать «изюминку», что позволит администрации Парка и Наблюдательному совету выбрать именно его среди иных поступивших проектов.


После того, как представителем администрации Парка принят необходимый перечень документов, по истечение пяти рабочих дней администрацией Парка могут быть вынесены одни из следующих видов решений:

передача бизнес-проекта на рассмотрение Наблюдательному совету Парка. Согласно требованиям законодательства, по общему правилу, срок принятия решения для указанного органа ПВТ по заявлению не должен превышать одного месяца. По итогам рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

  • принятие решения о государственной регистрации в качестве резидента ПВТ и выдача соответствующего свидетельства.

  • отказ в регистрации в качестве резидента Парка высоких технологий. Обращаем внимание, что законодатель закрепляет лишь две причины для отказа в регистрации, которые логично вытекают из анализируемых положений законодательства, а именно: «отрицательное заключение по итогам научно-технической экспертизы (экспертиз) документов, представленных заявителем для регистрации в качестве резидента Парка высоких технологий; принятие Наблюдательным советом решения об отсутствии важности и значения бизнес-проекта, предлагаемого для реализации в качестве резидента Парка высоких технологий, для развития сферы новых и высоких технологий». Таким образом, причины для отказа в регистрации еще раз подтверждают сделанные ранее нами выводы, касающиеся четкого разделения полномочий, возможностей и профессиональной квалификации между юристом и IT-специалистом при вступлении в ПВТ. Также, обращаем внимание, что перечень указанных оснований является исчерпывающим, что еще раз подчеркивает нашу позицию о том, что важную роль в процессе регистрации играет именно бизнес-проект и целесообразность его регистрации и дальнейшей разработки. Здесь важно также обратить внимание на то, что отказ в регистрации должен содержать указание на мотивированные и аргументированные причины, и, что немаловажно, может быть обжалован в суд, а также помнить, что в случае отказа в регистрации, повторная подача того же пакета документов не допускается. В свою очередь, следует отметить, что обоснование причин и возможность обжалования решения об отказе в регистрации в качестве резидента ПВТ является определенной гарантией права заявителя от необоснованного отказа.

возвращение администрацией Парка поданного заявителем пакета документов для регистрации. Это возможно только в случае, если представлены ненадлежащим образом оформленные документы или подан неполный пакет документов. Возврат документов также сопровождается указанием причин, послуживших этому. Здесь действует тот же срок – 5 дней – для возвращения документов заявителю. В данном случае, важно разграничивать и понимать, что возврат не является отказом в регистрации в качестве резидента ПВТ и не препятствует повторной подаче документов с момента исправления указанных специалистом причин отказа при наличии реальной возможности их исправления, или доработки бизнес-проекта.


Также в качестве важной особенности, отличающей процедуру регистрации в качестве резидента ПВТ от привычной нам процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можно определить обязанность администрации Парка вносить соответствующие сведения в реестр резидентов Парка высоких технологий, выдавать заявителю свидетельство о регистрации резидента Парка высоких технологий и, кроме того, самостоятельно информировать в пятидневный срок в письменной форме соответствующие органы государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет резидента Парка высоких технологий. Данная обязанность, по-нашему мнению, сократила перечень обязанностей успешно зарегистрированного резидента и систематизировала работу аппарата управления ПВТ.


Таким образом, в качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели. Пакет предоставляемых документов для указанных категорий субъектов различный. В то же время, можно определить ряд стадий, которые необходимо пройти заявителю с момента подачи документов для регистрации и до момента получения свидетельства о регистрации в качестве резидента ПВТ либо отказа в регистрации, а именно:

  1. разработка бизнес-проекта;
  2. подготовка пакета документов и подача в администрацию ПВТ;
  3. оценка бизнес-проекта с точки зрения его целесообразности включения в качестве резидента ПВТ;
  4. вынесение решения Наблюдательным советом о регистрации либо об отказе в регистрации в качестве резидента Парка;
  5. выдача свидетельства либо решения об отказе в регистрации;
  6. уведомление администрацией Парка органов государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет резидента Парка высоких технологий.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что «юридическая работа» в данном процессе формальна, а именно, заключается она лишь в подготовке пакета документов. Данные действия, на наш взгляд, составляют абсолютно незначительную часть в сравнении с разработкой и подготовкой бизнес-проекта, которому и отводится самая важная и главная часть в процессе регистрации, о чем свидетельствуют законодательно закрепленные причины отказа в регистрации, а также особое обращение законодателя на критерии удовлетворения бизнес-проекта, состоящие в целесообразности его регистрации, важности и значимости для развития сферы новых и высоких технологий. Также нами были выявлены закрепленные законодателем определенные гарантии прав заявителей, которые заключаются в принятии документов по акту описи администрацией ПВТ, обоснование причин отказа в регистрации в решении, возможность обжалования в судебном порядке.