Ознакомление с приказом под подпись – то, что происходило с каждым из читателей хотя бы раз в жизни. Взять банальный прием на работу. Без автографа недействителен. Но что делать, когда с приказом ознакомлен, но не согласен? Имеют ли место ситуации, когда не стоит беспокоиться об этом реквизите?
Как ни странно, но ответ на поставленные вопросы даст далеко не каждый руководитель. По крайней мере, в компании ЮРИДЭКС регулярно обращаются за разъяснением подобных моментов.
Настало время расставить по местам. Не станем предлагать прийти на консультацию, а только раскроем сведения на заданную тематику, которыми располагаем. Уверены, будет познавательно.
Создание приказов происходит в соответствии с Инструкцией, посвященной делопроизводству. Такие документы – это правовые акты, издаваемые руководителем, действующим на основе единоначалия, для разрешения главных задач, поставленных перед организацией. Для реализации оперативных моментов издается распоряжение.
Оба локальных норматива имеют статус распорядительных и делятся на 3 категории:
ТК РБ имеет нормы, предписывающие ознакомить сотрудников под подпись с некоторыми приказами по личному составу. Для других разновидностей указания способны содержаться в Инструкции по делопроизводству или ЛПА.
Например, компании надо предусмотреть не только порядок ознакомления, но и закрепить за должностными лицами обязанность делать это вовремя.
Чтобы внести в разговор конкретику, компания ЮРИДЭКС предлагает рассмотреть приказы по личному составу пристальнее.
Входит в число основных распорядительных документов при возникновении трудовых правоотношений. Оформляется после заключения трудового договора. Объявляется сотруднику под подпись. Если ознакомиться должен внушительный круг лиц, способен прилагаться лист ознакомления.
Примечательно, что в законе не говорится о необходимости фиксировать дату. При этом в рекомендуемой форме приказа этот реквизит проставлен. Советуем не игнорировать и воспринимать как сигнал к действию.
Переводами признаются рабочие приказы, по которым наниматель поручает вести деятельность по иной квалификации или должности. Кроме того, такой статус имеет указание на необходимость работы у другого нанимателя, в иной местности (кроме служебной командировки).
Перевод способен быть постоянным или временным. Допускается исключительно с письменного согласия сотрудника, кроме ситуаций, озвученных в статье 30 ТК РБ.
Акцентируем внимание читателя на том, что в трудовом законодательстве предусмотрены ситуации, когда письменное согласие не требуется:
Несмотря на то что ТК РБ не содержит в озвученных обстоятельствах необходимость, как можно услышать от многих граждан, в ознакомлении с приказами под роспись, хотя правильно все-таки подпись, советуем все же это сделать. Причина в том, что фактически перевод – прекращение одного и заключение другого договора со всеми вытекающими последствиями.
Если говорить о временном переводе, то присутствует прямое указание в ТК на необходимость проставления подписи работника.
Это также оформляется приказом. Инициировать способен не только работодатель, но и сотрудник. В первом случае способно быть обосновано следующими причинами:
В качестве основания можно рассматривать докладную руководителя подразделения с указанием предпосылок перемещения, нового места исполнения обязанностей, срока.
Согласие на такие рабочие приказы официально не требуется. Советуем все же получить, чтобы исключить споры. Кроме того, такой гриф рекомендован формой из УСОРД.
Подразумевается временный отказ в допуске к исполнению трудовых обязанностей в связи с обстоятельствами из статьи 49 ТК. Оформляется приказом или распоряжением. Непременно озвучивается причина такого шага.
В таком контексте необходимо ознакомить с приказом под подпись не позднее следующего рабочего дня. Кстати, вернуться к работе можно тоже только по соответствующему приказу. В этом случае автограф не обязателен, но крайне желателен. Это исключит непонимание между сторонами.
Привлекать к ответственности за противоправное неисполнение обязанностей – неотъемлемое право работодателя. Оформляется приказом с озвучиванием мотивов. Сроки ознакомления с приказом в РБ составляет 5 дней с момента издания акта, подпись сотрудника обязательно ставится в течение жтого времени. Срок ознакомления с приказом может быть увеличен в следующих случаях:
Если не ознакомите в срок, сотрудника нельзя считать имеющим взыскание. Отказ от ознакомления оформляется актом с указанием свидетелей, которые при этом присутствуют.
Приказ и подпись обязательны. Почему?
В завершение разговора ООО ЮРИДЭКС хотело бы отметить, что не в каждом случае законодательство о труде прямо говорит о необходимости проводить ознакомление с приказом. Например, при отзыве из отпуска не озвучивается, как должно выражаться согласие или каким образом необходимо уведомить.
При этом помните, что отсутствие росчерка пера в спорной ситуации говорит явно не в Вашу пользу, способно вылиться в негативные последствия. При этом привлечь к ответственности должностных лиц при таком раскладе не представляется возможным.
Чтобы избежать подобного, закрепите порядок работы с документацией в ЛПА. Ответственность за это можно возложить не только на кадровика, но и на секретаря. Просто разделите между ними типы документов, за которые отвечают. Важно, чтобы это отражалось в должностной инструкции соответствующего лица.
Ознакомление с приказом еще вызывает вопросы? Тогда выход один: наберите номер ЮРИДЭКС и изложите собственную ситуацию. Гарантируем, ответ найдется быстро. Мало того, можем и формы приказов за клиента подготовить. Обращайтесь, обсудим!
Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.