Реорганизовывать юрлица можно путём слияния с другим юрлицом, присоединения стороннего юрлица, разделение юрлица, выделения или преобразования. Сделать это могут только специально уполномоченные лица, например, владелец имущества юрлица, который может быть учредителем или участником организации. Ещё полномочия есть у органов юрлица, если это установлено учредительными документами. В особых обстоятельствах, которые предусмотрены актами законодательства – по решению уполномоченных госорганов, включая экономический суд, о чём говорится в пункте 1 статьи 53 ГК.
Итак, разберём порядок действий, чтобы провести реорганизацию частного унитарного предприятия (ЧУП 1) путём присоединения к другому частному унитарному предприятию (ЧУП 2), согласно решению владельца имущества.
Важный момент!
Подобное действие можно осуществить лишь в обстоятельствах, когда имущества первого и второго предприятий принадлежит одному лицу.
Когда уполномоченное лицо принимает решения о проведении реорганизации – это считается началом любой реорганизации. Но в первую очередь будет разумно, если владелец проведёт оценку будущих затрат путём анализа различных элементов, постарается найти подводные камни, чтобы понять, станет ли осуществление реорганизации целесообразным и рациональным мероприятием, перед тем как принять решения о её проведении. Для оценки будущего мероприятия потребуется:
Стоит заметить, что если одно юрлицо присоединяется к другому, но при этом для первого планируется выборочная проверка, её необходимо провести и закончить до начала госрегистрации изменений и дополнений, которые вносятся в устав юрлица по причине присоединения другого юрлица, о чём говорится в абзаце 11 части 1 пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о госрегистрации).
Он требуется, чтобы запланировать затраты, которые появятся из-за оформления и отправки писем, а ещё для оценки вероятных последствий после получения кредиторами данных писем. Реорганизуемое юрлицо или госорган, который принял решение о реорганизации юрлица, должны в письменной форме сообщить об этом кредиторам реорганизуемого юрлица, о чём говорится в пункте 1 статьи 56 ГК. Причём, реорганизуемому юрлицу придётся прекратить, досрочно исполнить обязательства и начать возмещать убытки, если кредитор этого потребует.
Важный момент!
Подготавливаясь к процедуре реорганизации, никогда не стоит забывать, что любой кредитор имеет право потребовать досрочно исполнить обязательства. С одного конца видим, что дробление активов не ведётся. Активы реорганизуемых юрлиц как раз-таки объединяются. С другого конца осуществляется объединение кредиторской задолженности реорганизуемых предприятий. Этот момент способен оказать сильное влияние на возможность заёмщика исполнить обязательства перед кредитором после реорганизации. Не стоит игнорировать требования кредитора досрочно исполнять обязательства. Это, как правило, заканчивается аннулированием госрегистрации изменений, которые вносятся в устав ЧУП 2. Поэтому необходимо на подготовительной стадии провести оценку, чтобы увидеть, к каким последствиям для предприятий могут привести отправки уведомлений разным кредиторам о реорганизации.
В некоторых ситуациях, когда проходит реорганизация унитарного предприятия путём присоединения унитарного предприятия, необходимо иметь согласие антимонопольного органа. Но его нельзя получить, если балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых коммерческих организаций, которая была определена на основании сведений бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, не будет превышать 100000 БВ. Ещё согласие от антимонопольного органа не будет, если объем выручки хотя бы одного из реорганизуемых юрлиц по итогам отчетного года, который предшествует году реорганизации, не будет превышать 200000 БВ.
Третья причина отказа – когда один из названных субъектов не зарегистрирован в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарных рынках, или в госреестре субъектов естественных монополий. Причём величина базовой ставки устанавливается на дату выдачи антимонопольным органом необходимого заявления, о чём говорится в пункте 1 статьи 17 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Данное согласие должно быть получено (если это требуется) до непосредственного проведения реорганизации юрлица. Ситуации и условия, когда это необходимо, установлены законодательством.
Важный момент!
Для получения согласия антимонопольного органа, балансовая стоимость активов и объем выручки реорганизуемых субъектов с 3 августа 2018 г. должны составлять 200000 БВ и 400000 БВ.
Справочно
Однако установленные рамки о получении согласия антимонопольного органа с 3 августа 2018 г. не будут применяться, когда реорганизация юрлиц проводится унитарными предприятиями, имущество которых находится в собственности одного и того же лица. Подобная реорганизация проводится с обязательным письменным предупреждением антимонопольного органа, и для этого отводится один месяц с даты ее проведения.
Если рассматривать пункт 1 статьи 53, абзац 10 пункта 6 статьи 113 ГК, в нём говорится, что любое решение о реорганизации ЧУП принимает владелец его имущества. При этом владелец имущества принимает решение о реорганизации, которое затрагивает и ЧУП 1, и ЧУП 2, так как реорганизовываться будет и первое, и второе.
Какие требуются документы?
Ранее мы рассмотрели обстоятельства, при которых антимонопольный орган должен давать своё согласие для проведения реорганизации коммерческих организаций путём присоединения одной из них к другой. Документы, подтверждающие согласие на реорганизацию юрлиц в форме присоединения, выдаются территориальными органами Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ в рамках административной процедуры, которая предусмотрена пунктом 2.3 главы 2 единого перечня административных процедур, которые осуществляются госорганами и прочими организациями в отношении юрлиц и ИП, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156.
Для проведения административной процедуры отводится 30 суток, а сами документы выдаются на 12 месяцев. Стоит отметить, что платить за административную процедуру не нужно.
Если требуется информация о порядке принятия заявления для последующей выдачи документа, подтверждающего согласие антимонопольного органа на проведение реорганизации юрлица путём присоединения стороннего юрлица, а вместе с данной информацией форму и другие требования к заявлению, документам и данным, то всё это есть в Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, документов и сведений о даче согласия на реорганизацию хозяйствующих субъектов, создание коммерческих организаций и объединений хозяйствующих субъектов, утв. постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 03.01.2018 № 1.
Беря в расчёт абзац 2 пункта 2 статьи 13 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», процедура инвентаризации активов и обязательств предпрития проводится в обязательном порядке, когда планируется реорганизация предприятия. Учитывая пункт 6 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утв. постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180), при реорганизации предприятия, когда происходит присоединения одного юрлица к стороннему, инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемого юрлица.
Справочно
Беря в расчёт пункт 12 Инструкции № 180 учредитель предприятия составляет приказ о проведении инвентаризации по примеру, который имеется в приложении 1 к Инструкции № 180. Инвентаризационная комиссия формируется согласно приказу учредителя предприятия. Приведенная выше Инструкция определяет последовательность, по которой проводится инвентаризация активов и обязательств. В ней ещё установлены полномочия, состав инвентаризационной комиссии и ответственность её участников.
Когда инвентаризация активов и обязательств подходит к концу, комиссия составляет акты инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости и протоколы.
Какие требуются документы для проведения и завершения инвентаризации?
После того, как владелец имущества обоих предприятий принял решение реорганизовать их путём присоединения одного к другому, ему даётся пять суток с даты принятия данного решения, чтобы сообщить в налоговую инспекцию по месту постановки на учет о реорганизации предприятий, о чём говорится в подпункте 1.9.3 пункта 1 статьи 22 НК. Исключением является обстоятельство, когда постановка на учет организации проводится при ее госрегистрации.
В налоговую инспекцию подобные уведомления могут представляться в бумажном виде или в электронном формате с учетом требований, которые устанавливает НК.
Справочно
Формат уведомления плательщика определён в приложении 30 к постановлению МНС от 26.04.2013 № 14 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам РБ и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам РБ».
Какие требуются документы для предупреждения госорганов?
Определённой формы сообщение владельца имущества.
Беря в расчёт абзац 10 пункта 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ, утв. Указом от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», владелец в обязательном порядке должен уведомлять в письменном виде госорганы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ по месту постановки на учет о реорганизации, и на эту процедуру ему даётся пять рабочих дней от даты принятия своего решения, при условии, что законодательные акты РБ не определяют другое.
Какие требуются документы?
Произвольной формы уведомление, касающееся ЧУП 1 и ЧУП 2.
Беря в расчёт абзац 4 пункт 16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Совмина от 10.10.2003 № 1294, владелец имущества реорганизуемого ЧУП обязан в письменном виде уведомить обособленное подразделение страховщика по месту регистрации о реорганизации, приложив подтверждающие документы, если он не является юрлицом, зарегистрированным на основании информационной карты юрлица, которая была получена в определённом страховщиком порядке от регистрирующего госоргана, на что даётся десять суток. Время идёт от даты принятия данного решения.
Какие требуются документы?
Произвольной формы уведомление, касающееся ЧУП 1 и ЧУП 2.
Обращаем внимание, что договора, участниками которых выступают ЧУП 1 и ЧУП 2, могут предусматривать потребность предупреждения контрагентов, включая обслуживающий банк, в обстоятельствах принятия решения о реорганизации.
Какие требуются документы?
Произвольной формы уведомление, касающееся ЧУП 1 и ЧУП 2.
Беря в расчёт пункт 1 статьи 56 ГК, реорганизуемое юрлицо или орган, который принял решение о реорганизации юрлица, должен в письменном виде сообщить об этом кредиторам юрлица, ждущего процедуры реорганизации. Причём кредиторы реорганизуемого ЧУП имеют право потребовать прекратить или досрочно исполнить обязательства, должником по которому является ЧУП, и возмести убытки, о чём говорится в части 2 пункта 7 статьи 113 ГК.
Законодательством не установлено время, за которое кредиторы ЧУП должны получить уведомление о его реорганизации. Не определено и время, за которое кредитор должен предъявлять требования со своей стороны. Необходимо поставить известность о реорганизации предприятия его кредиторов, и для этого даётся тридцать суток со дня принятия решения о реорганизации данного предприятия.
Какие требуются документы?
Уведомление ЧУП 1 и ЧУП 2 кредиторов о принятом решении о реорганизации, совершенное в письменной форме и направленное способом, обеспечивающим подлинность передаваемых и принимаемых сообщений и документальное подтверждение их получения. Законодательством не установлен перечень информации, которая подлежит включению в уведомление, направляемое кредитору. Как правило, уведомление содержит информацию о принятом решении о реорганизации должника, сведения о задолженности перед кредитором. Полагаем возможным также сообщить кредитору, что реорганизация не отразится на финансовом состоянии и платежеспособности должника, если это соответствует действительности.
Трудовое законодательство не обязует сообщать сотрудникам о предстоящей реорганизации ЧУП. При этом, беря в расчёт часть 3 статьи 36 ТК, можно сделать и обратное умозаключение, что в обязательном порядке требуется получение согласия сотрудника на продолжение трудовых отношений после реорганизации или отказа продолжать работу, что в свою очередь делает необходимым процедуру предупреждения сотрудников о предстоящей реорганизации. Если сотрудник отказывается продолжать работу по своей профессии, трудовой договор подлежит прекращению, о чём говорится в пункте 5 части 2 статьи 35 ТК.
Беря в расчёт часть 2 статьи 48 ТК, если сотрудник отказывается продолжать работу в реорганизованном предприятии, требуется прекратить трудовой договор и выплатить выходное пособие, размер которого должен быть не меньше двухнедельного среднего заработка.
Какие требуются документы для прекращения трудовых отношений?
Уведомление сотрудников ЧУП 1 и ЧУП 2, которое составляется в произвольной форме и содержит предложение продолжать трудовые отношения после реорганизации или отказаться от их продления. Если сотрудник желает продлить трудовой договор, ему необходимо в письменном виде выразить согласие продолжать трудовые отношения по причине реорганизации или подать заявления, подтверждающее его согласие продолжать трудовые отношения по причине реорганизации.
Когда идёт процесс присоединении ЧУП к стороннему ЧУП, второе получает права и обязанности присоединенного предприятия, что отражает передаточный акт, о чём говорится в пункте 2 статьи 54 ГК. По итогам инвентаризации оформляется передаточный акт, о чём говорится в части 2 пункте 6 Инструкции № 180.
На сегодняшний день законодательство не определяет форму передаточного акта, поэтому его можно оформлять в произвольном виде. Однако заметим, что передаточный акт обязан включать в себя положения о правопреемстве по любым обязательствам реорганизованного ЧУП в отношении всех его кредиторов и должников, и обязательства, которые оспариваются сторонами, о чём говорится в пункте 1 статьи 55 ГК.
Беря в расчёт пункт 2 статьи 55 ГК, передаточный акт утверждается владельцем имущества предприятия или органом, который принял решение о реорганизации предприятия, если иное не установлено Президентом РБ. Так как решение о реорганизации ЧУП 1 принималось владельцем имущества ЧУП 1, то и передаточный акт утверждается решением владельцем имущества ЧУП 1.
Важный момент!
Поскольку при реорганизации товарно-материальные ценности списываются у ЧУП 1 и принимаются к учету у ЧУП 2, требуется документально оформить этот переход в момент передачи товарно-материальных ценностей, заполнив накладные ТТН-1 и накладные ТН-2.
Какие требуются документы?
Подробно об алгоритме необходимых действий и процедур читайте во второй части.
Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.