Товарный знак (логотип, бренд), как визуальный образ производителя, оказывают сильное влияние на современных потребителей и покупателей. В результате фирменное обозначение может стать целью недобросовестных компаний-конкурентов, которые хотят получить выгоду, «примазавшись» к чужому коммерческому успеху. Спорные вопросы по недобросовестной конкуренции, как правило, подымаются именно при сравнивании визуальных образов.
Конкурирующие фирмы эксплуатируют особенности человеческого восприятия зрительных образов, когда этикетка не запоминается во всех подробностях, а только отдельные детали или определенные цветные вариации. Многие покупатели делают выбор в пользу того или иного продукта с учетом визуального образа (например, цветовые пятна или значки), который отложился в их памяти.
Необходимость защиты заложена в самой сути фирменных обозначений – отличать услуги и продукцию одних производителей от иных, существующих на рынке. Если нет защиты, то функция индивидуализации не реализуется. Именно собственнику логотипа принадлежит исключительное право его применения и запрета на использование сторонними лицами.
Однако не все бизнесмены понимают значение регистрации товарного знака. Недобросовестные конкуренты могут захватить чужое обозначение. В такой ситуации, нельзя пренебрегать правом защиты своего логотипа, т.е. вовремя позаботиться о регистрации своего товарного знака.
Действия одного или нескольких субъектов хозяйствования, которые направлены на получение выгод или преимуществ в коммерческой деятельности и не соответствуют действующему законодательству Республики Беларусь, называются недобросовестной конкуренцией. Такие действия обычно приводят к причинению убытков конкурентам или наносят вред их предпринимательской репутации.
Белорусское законодательство без разрешения собственника запрещает использование кем-либо товарного знака, на который получено регистрационное свидетельство. Владелец, который может быть резидентом или нерезидентом РБ, получает исключительное право на применение и распоряжение своим логотипом.
Основные признаки, позволяющие установить присутствие факта недобросовестной конкуренции:
Только если установлены все 4 признака, деятельность конкурента может быть признана как недобросовестная конкуренция.
Данный механизм не несет выгоды для собственника товарного знака, поскольку штрафы поступают в госбюджет. Бывает, что выплаченный штраф для нарушителя не является столь значительным, если сравнивать его с полученной прибылью от продажи контрафакта.
Однако преимущества таких действий есть и они следующие:
Запуск административного процесса по поводу использования чужого логотипа происходит с подачи заявления правообладателя (физлицо или организация). Бумага предоставляется в органы внутренних дел, таможню, Госконтроль, Наццентр интеллектуальной собственности. Само дело рассматривает районный суд.
В исковом заявлении, которое подает владелец бренда или иное лицо с правом использования товарного знака, заявитель может предъявить ряд требований:
Государственная пошлина за подачу иска составляет 5% от суммы, что заявлена к взысканию с лица, нарушившего права на логотип. В ситуации, когда требования нематериальные, размер пошлины для юридических лиц 50, для граждан – 20 базовых величин.
В итоге хочется подчеркнуть, что товарные знаки (логотипы, бренды) во всем мире имеют ценность, как наиболее дорогого объекта интеллектуальной собственности. Такая же ситуация сформировалась и в Республике Беларусь. Этот материал создан для того, что читатели обратили внимание на важность этого вопроса и использовали компетентный подход при обращении со всей своей интеллектуальной собственностью, т.е. с логотипами, брендами, товарными знаками.
Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.