Разработка программного обеспечения глазами айти-юриста

В 2019 году можно уверенно говорить о серьезной динамике развития бизнеса в сфере высоких технологий. Существует большое число компаний, занимающихся разработкой приложений, онлайн-сервисов и т.д. Периодически возникают споры при разработке программного обеспечения. Грамотная реакция айти-юриста на конфликт поможет компании отстоять свои права и уберечься от убытков. Природа неприятных ситуаций может быть различной. Виновной стороной может быть и сам разработчик, и контрагент. Важно уметь находить рациональное правовое решение в любой сложившейся ситуации.

Оптимальным вариантом будет сопровождение сотрудниками, которые специализируются именно на IT-праве. Отдельные консультации возможны, но оптимальным решением является полное ведение. Дело в том, что сфера относительно новая, отличающаяся тем, что еще не выработаны механизмы реагирования на те или иные проблемные ситуации, что порождает двусмысленность в толковании норм права, которые распространяются на эту область человеческой деятельности. Именно поэтому лучше всего доверить формирование правового поля для разработки ПО компании «МК-Правовые технологии». Чтобы Вы получили более основательное представление об особенностях регулирования IT, давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Разработка ПО с точки зрения права

Ситуация, когда создание софта происходит по заказу контрагентов, типична не только для Беларуси, но и для всего мира. К сожалению, нашими законами договор на подготовку программного обеспечения не регламентируется. Практика показывает, что обычно подписываются следующие виды документов:

  • договор подряда с указанием обязанности компании подготовить определенное приложение или онлайн-сервис согласно техническому заданию за установленный отрезок времени. Заказчик должен принять итоговый продукт и оплатить его;
  • договор уступки исключительного права и договор лицензионного характера на уже существующее ПО. Это требуется, потому что автор может передать права на продукцию и ее применение только посредством этих документов.

2 договора из последнего пункта – не одно и то же. Они отличаются по объему прав, которые получает лицо, выступающее в роли покупателя. Если требуется стать полным владельцем, подписывается договор уступку, когда подразумевается ограниченный объем прав – в ход идет лицензионный договор. Обратите внимание, что мы не случайно объединили их в одну категорию. Дело в том, что есть не только отличия, но и общие моменты, ведь в обоих случаях разработчик должен предоставить определенный объем прав на программное обеспечение клиенту, который обязан перечислить вознаграждение за результат. Как Вы уже догадались, споры возникают из-за ненадлежащего исполнения обязательств друг перед другом.

Риски разработчика

Могут быть связаны с:

  • созданием ПО;
  • исключительным правом на ПО.

Каждый из аспектов имеет свои особенности. Разобраться в тонкостях, найти выход из проблемной ситуации без грамотного юриста зачастую невозможно. Именно поэтому рекомендуем не пускать дела на самотек, а сразу привлекать к работе правоведов с опытом в данной сфере. Например, с этой задачей прекрасно справится наша компания. Рассмотрим каждый из рисков.

Когда предъявляются требования, касающиеся разработки ПО

В первую очередь это относится к качеству. Результат обязан отвечать условиям заключенного соглашения, что прописано в Гражданском кодексе РБ. Если функционал расходится с тем, который согласовывался сторонами, приложение не функционирует или делает это некорректно, клиент имеет право предъявить претензии, связанные с качеством. Требования могут выражаться в:

  • соразмерном уменьшении стоимости разработки программного обеспечения;
  • устранении найденных недостатков за разумный отрезок времени без дополнительной платы. Если изъяны не устранены или сделать это не представляется возможным, заказчик вправе не просто аннулировать договор, но и настоять на погашении понесенных убытков.

Вывод о том, что приложение не соответствует пожеланиям, заявленным в ТЗ, может быть сделан уже в процессе разработки. Совсем необязательно дожидаться окончания работы. Если проблема не устранена, клиент может поручить исполнение иной организации за счет того, кто не справился или не устранил проблему в срок.

Если Вы считаете претензии к качеству необоснованными, следует подтвердить, что программа соответствует всем моментам, указанным в договоре и техническом задании. Для этих целей обычно привлекается узкопрофильный специалист или направляется ходатайство о проведении судебной экспертизы в случае, когда дело доходит до разбирательств в органах Фемиды.

Важно, чтобы в договоре содержались не только требования к качеству, но и временной период, в течение которого задача должна быть выполнена. Допускается разделение процесса на этапы с промежуточной отчетностью по каждому из них (например: проект, написание кода, последующее тестирование).

Претензии могут выражаться и в неустойке (имеет форму штрафа/пени), что конкретизируется в заключаемом документе. Когда данный момент не согласован, заказчик не имеет права требовать компенсацию, ведь по состоянию на сегодня она не предусмотрена законодательством нашей страны.

Помните, что исполнитель должен и своевременно предоставить итоговый продукт, и приступить к его созданию в соответствии с датой, приведенной в договоре. Если это не учесть, у заказчика появится дополнительная возможность отказаться от сотрудничества и потребовать компенсации урона. То же самое клиент имеет право сделать, когда процесс разработки явно затягивается, что ставит под вопрос своевременное решение поставленной задачи.

Избежать санкций можно, если доказать, что приложение создано в оговоренный срок. Дата фиксируется в соответствующем акте, составляемом лицом, выполнившим работу, и подписываемом сторонами. Акт может отражать и завершение всей работы, и реализацию какого-то отдельного этапа.

Клиент имеет право не подписывать этот документ, если считает, что приложение имеет недостатки. Данной возможностью часто злоупотребляют, оттягивая подписание акта без предоставления письменной претензии с обоснованными замечаниями. Любой юрист в сфере айти знает, как поступать в такой ситуации. Для исключения вероятности подобного развития событий, достаточно предусмотреть в договоре условие о том, что, если клиент расписывается в акте без направления мотивированных претензий по готовому заданию, оно признается исполненным и подлежащим полной оплате.