Франчайзинг – правоотношения, при которых одна сторона обязуется предоставить другой за определенное вознаграждение лицензионный комплекс. Участников принято называть франчайзер и франчайзи соответственно.
К содержанию документации выдвигаются четкие требования. Существенные условия:
- Предмет соглашения.
- Размер и форма выплаты вознаграждения.
Способна оговариваться масса других моментов, но обязательными не считаются. Например, территория, на которой действует сделка.
Каким должен быть договор?
Деловая практика ООО «МК-Правовые технологии» ярко свидетельствует о том, что не каждый нюанс регулируется нормами законодательства РБ. Объясняется лаконичностью и строгостью формулировок, что позволяет отразить только хрестоматийные ситуации. Бизнес развивается быстрее, чем происходят изменения на нормативном уровне.
Права и обязанности
Права и обязанности отражаются не только в национальных законах, но и непосредственно в соглашении. Франчайзер обычно оставляет за собой возможность:
- Предлагать и поставлять любому покупателю, за исключением прямой поставки на определенной территории.
- Изменять стоимость на продукт.
- Корректировать характеристики товаров, прекращать их производство, если необходимо.
- Проводить аудит отчетности франчайзи.
- Контролировать соблюдение технологических, санитарных и иных норм.
- Регламентировать рекламный контент и т.д.
Если говорить о второй стороне, то обычно имеет следующие права:
- Самостоятельно устанавливать цены, но с учетом пожеланий франчайзера и коммерческой целесообразности.
- Вносить предложения по модернизации лицензионного комплекса, который используется. Если окажутся полезными – требовать от правообладателя соразмерного вознаграждения.
- Делать коррективы в ассортимент и разрабатывать новые методики производства и реализации товаров/услуг по истечении установленного срока.
В подавляющем большинстве случаев договор франчайзинга предполагает следующие обязанности.
Для франчайзера характерно:
- Обеспечение регистрации договора в установленном порядке.
- Уведомление в минимальный срок об утрате права на товарный знак или его изменение.
- Отказ в предоставлении франшизы другим лицам, собирающимся действовать на уже занятой франчайзи территории.
- Проведение маркетинговой программы с использованием рекламных взносов разумными методами.
- Предоставление по требованию сметы по расходам на продвижение.
- Проведение обучающих занятий для франчайзи или его работников. Допускается последующая переподготовка.
- Консультирование по оборудованию, помещениям и т.д.
- Контроль качества товаров, предлагаемых по рассматриваемому типу соглашений.
- Соблюдать полученные инструкции и указания.
- Не разглашать секреты производства и другую конфиденциальную информацию.
- С каждым сотрудником, который располагает доступом к секретным сведениям, подписывать соглашение о запрете на обнародование.
- Приобретать товары в соответствии с условиями франчайзера.
- Выполнять план развития, если это фиксировалось, когда происходило заключение договора между сторонами.
- Не препятствовать проверкам, проводимым франчайзером.
- Работать на уровне, который задан соглашением.
- Не перепоручать или отчуждать права и обязанности по договору без получения согласия второго участника сделки по франшизе.
- Информировать о состоянии конкуренции на сопредельных территориях.
- Вести франчайзинговую документацию отдельно.
- Своевременно вносить платежи по договору.
- Оперативно информировать вторую сторону об ухудшении финансового положения.
- Выступать под фирменным наименованием правообладателя, но при этом уведомлять клиента, что работа ведется на основании рассматриваемой категории соглашений.
Моментов способно оказаться на порядок больше. ООО «МК-Правовые технологии» привело только основные. Если необходимо углубить знания о правах и обязанностях, обращайтесь лично, чтобы в разговоре появилась конкретика. Тогда легко рассчитывать на предельный КПД.
Ответственность сторон
Правообладатель и пользователь отвечают не только друг перед другом, но и перед третьими лицами.
В первом случае подразумевается субсидиарная ответственность по качеству товаров/услуг и солидарная, когда разговор о пользователе как изготовителе продукта правооблдателя (несут одновременно 2 стороны франшизы). Это не способно изменяться соглашением сторон, носит императивный характер. При этом франчайзер не в ответе за договоры фрачайзи с третьими лицами.
Пользователь несет ответственность за качество, которое не должно быть ниже установленных критериев. Ответственность способна быть и солидарной с правообладателем, и субсидиарной.
В некоторых ситуациях производитель товара рискует с имущественной точки зрения. Касается случаев с вредом жизни, здоровью и т.д.
Форма и порядок заключения договора
Должен быть письменным и зарегистрированным в патентном органе (НЦИС). Оформлению также подлежат и все коррективы, которые вносятся.
Договор франчайзинга считается заключенным, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. Кроме того, должна успешно пройти регистрация этого документа.
Основные разделы выглядят так:
- использование торговых марок – важно не только эксплуатировать, но и защищать бренд, преследовать нарушителей. Такая поддержка должна осуществляться всей системой, а не только обособленным пользователем;
- территория – определяется момент об исключительном праве действовать в тех или иных локациях;
- срок действия франшизы – не забудьте оговорить право выкупа по истечении периода использования, если это допускается. Нуждается в озвучивании и возможность возобновления с приведением конкретных условий;
- первоначальный платеж и выплаты – при определении размера рекомендуем исходить из принципа разумности. Регулярные отчисления способны платиться не только с чистого дохода, но и с валового оборота. Возможны и другие виды платежей – за оборудование, за обучение;
- договор об аренде – непременно укажите, требуется ли снимать помещение непосредственно у правообладателя, а также необходимость уплаты коммунальных услуг;
- обязанности франчайзера – уже обсуждалось;
- передача соглашения и прекращение действия франшизы – идеально, если ее можно даже наследовать, но встречаются разные условия. Четко оговорите моменты, при которых соглашение расторгается;
- арбитраж – в этот суд могут передаваться гражданско-правовые споры. Важно, чтобы такая возможность озвучивалась отдельным положением в документации. Это выгоднее и быстрее, чем обращаться в классический орган Фемиды.
Основания, порядок изменения и расторжения договора
Законодательство РБ определило условия, при которых такая документация может изменяться. Это допустимо, если коррективы устраивают пользователя, и он не требует расторжения с компенсацией убытков. При продолжении правоотношений в таком контексте можно говорить с обладателем франшизы о соразмерном уменьшении вознаграждения.
Этот момент крайне значим, ведь часто на то же продвижение фирменного наименования в регионе уходит масса средств. Иногда это сопоставимо с раскруткой марки с нуля собственными силами.
Если договор заключен на неопределенный срок, каждая сторона способна отказаться в любое время, уведомив вторую хотя бы за полгода, если иное не предусмотрено соглашением.
Правообладатель-ИП умер? Тогда наследник должен в течение 6 месяцев зарегистрироваться как предприниматель.
Можно перечислить еще массу нюансов, но вывод уже очевиден: требуется готовить договоры, которые учитывают в полной мере особенности правоотношений. Франчайзинг – относительно новое явление для РБ. Многие считают, что это можно сделать из любого бизнеса, поэтому появляются «сырые» предложения. Будьте внимательны! Привлекайте к работе профессиональных юристов!