Франчайзинг: характеристика договора - Юридическая компания ЮРИДЭКС
Услуги
Тарифы
Контакты

    Напишите нам

    Имя

    Телефон для связи

    Ваше сообщение

    Франчайзинг: характеристика договора

    • Время прочтения:

      5 мин

    • Автор:

      Сунцова Наталия

    • Дата публикации:

      04, Ноябрь, 2021

    • Поделиться:

    Франчайзинг – правоотношения, при которых одна сторона обязуется предоставить другой за определенное вознаграждение лицензионный комплекс. Участников принято называть франчайзер и франчайзи соответственно.

    К содержанию документации выдвигаются четкие требования. Существенные условия:

    1. Предмет соглашения.
    2. Размер и форма выплаты вознаграждения.

    Способна оговариваться масса других моментов, но обязательными не считаются. Например, территория, на которой действует сделка.

    Каким должен быть договор?

    Деловая практика ООО ЮРИДЭКС ярко свидетельствует о том, что не каждый нюанс регулируется нормами законодательства РБ. Объясняется лаконичностью и строгостью формулировок, что позволяет отразить только хрестоматийные ситуации. Бизнес развивается быстрее, чем происходят изменения на нормативном уровне.

    Права и обязанности

    Права и обязанности отражаются не только в национальных законах, но и непосредственно в соглашении. Франчайзер обычно оставляет за собой возможность:

    1. Предлагать и поставлять любому покупателю, за исключением прямой поставки на определенной территории.
    2. Изменять стоимость на продукт.
    3. Корректировать характеристики товаров, прекращать их производство, если необходимо.
    4. Проводить аудит отчетности франчайзи.
    5. Контролировать соблюдение технологических, санитарных и иных норм.
    6. Регламентировать рекламный контент и т.д.

    Если говорить о второй стороне, то обычно имеет следующие права:

    1. Самостоятельно устанавливать цены, но с учетом пожеланий франчайзера и коммерческой целесообразности.
    2. Вносить предложения по модернизации лицензионного комплекса, который используется. Если окажутся полезными – требовать от правообладателя соразмерного вознаграждения.
    3. Делать коррективы в ассортимент и разрабатывать новые методики производства и реализации товаров/услуг по истечении установленного срока.

    В подавляющем большинстве случаев договор франчайзинга предполагает следующие обязанности.

    Для франчайзера характерно:

    1. Обеспечение регистрации договора в установленном порядке.
    2. Уведомление в минимальный срок об утрате права на товарный знак или его изменение.
    3. Отказ в предоставлении франшизы другим лицам, собирающимся действовать на уже занятой франчайзи территории.
    4. Проведение маркетинговой программы с использованием рекламных взносов разумными методами.
    5. Предоставление по требованию сметы по расходам на продвижение.
    6. Проведение обучающих занятий для франчайзи или его работников. Допускается последующая переподготовка.
    7. Консультирование по оборудованию, помещениям и т.д.
    8. Контроль качества товаров, предлагаемых по рассматриваемому типу соглашений.

    Франчайзи обычно берет на себя следующие обязательства:

    1. Соблюдать полученные инструкции и указания.
    2. Не разглашать секреты производства и другую конфиденциальную информацию.
    3. С каждым сотрудником, который располагает доступом к секретным сведениям, подписывать соглашение о запрете на обнародование.
    4. Приобретать товары в соответствии с условиями франчайзера.
    5. Выполнять план развития, если это фиксировалось, когда происходило заключение договора между сторонами.
    6. Не препятствовать проверкам, проводимым франчайзером.
    7. Работать на уровне, который задан соглашением.
    8. Не перепоручать или отчуждать права и обязанности по договору без получения согласия второго участника сделки по франшизе.
    9. Информировать о состоянии конкуренции на сопредельных территориях.
    10. Вести франчайзинговую документацию отдельно.
    11. Своевременно вносить платежи по договору.
    12. Оперативно информировать вторую сторону об ухудшении финансового положения.
    13. Выступать под фирменным наименованием правообладателя, но при этом уведомлять клиента, что работа ведется на основании рассматриваемой категории соглашений.

    Моментов способно оказаться на порядок больше. Компания ЮРИДЭКС привела только основные. Если необходимо углубить знания о правах и обязанностях, обращайтесь лично, чтобы в разговоре появилась конкретика. Тогда легко рассчитывать на предельный КПД.

    Ответственность сторон

    Правообладатель и пользователь отвечают не только друг перед другом, но и перед третьими лицами.

    В первом случае подразумевается субсидиарная ответственность по качеству товаров/услуг и солидарная, когда разговор о пользователе как изготовителе продукта правооблдателя (несут одновременно 2 стороны франшизы). Это не способно изменяться соглашением сторон, носит императивный характер. При этом франчайзер не в ответе за договоры фрачайзи с третьими лицами.

    Пользователь несет ответственность за качество, которое не должно быть ниже установленных критериев. Ответственность способна быть и солидарной с правообладателем, и субсидиарной.

    В некоторых ситуациях производитель товара рискует с имущественной точки зрения. Касается случаев с вредом жизни, здоровью и т.д.

    Форма и порядок заключения договора

    Должен быть письменным и зарегистрированным в патентном органе (НЦИС). Оформлению также подлежат и все коррективы, которые вносятся.

    Договор франчайзинга считается заключенным, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям. Кроме того, должна успешно пройти регистрация этого документа.

    Основные разделы выглядят так:

    • использование торговых марок – важно не только эксплуатировать, но и защищать бренд, преследовать нарушителей. Такая поддержка должна осуществляться всей системой, а не только обособленным пользователем;
    • территория – определяется момент об исключительном праве действовать в тех или иных локациях;
    • срок действия франшизы – не забудьте оговорить право выкупа по истечении периода использования, если это допускается. Нуждается в озвучивании и возможность возобновления с приведением конкретных условий;
    • первоначальный платеж и выплаты – при определении размера рекомендуем исходить из принципа разумности. Регулярные отчисления способны платиться не только с чистого дохода, но и с валового оборота. Возможны и другие виды платежей – за оборудование, за обучение;
    • договор об аренде – непременно укажите, требуется ли снимать помещение непосредственно у правообладателя, а также необходимость уплаты коммунальных услуг;
    • обязанности франчайзера – уже обсуждалось;
    • передача соглашения и прекращение действия франшизы – идеально, если ее можно даже наследовать, но встречаются разные условия. Четко оговорите моменты, при которых соглашение расторгается;
    • арбитраж – в этот суд могут передаваться гражданско-правовые споры. Важно, чтобы такая возможность озвучивалась отдельным положением в документации. Это выгоднее и быстрее, чем обращаться в классический орган Фемиды.

    Основания, порядок изменения и расторжения договора

    Законодательство РБ определило условия, при которых такая документация может изменяться. Это допустимо, если коррективы устраивают пользователя, и он не требует расторжения с компенсацией убытков. При продолжении правоотношений в таком контексте можно говорить с обладателем франшизы о соразмерном уменьшении вознаграждения.

    Этот момент крайне значим, ведь часто на то же продвижение фирменного наименования в регионе уходит масса средств. Иногда это сопоставимо с раскруткой марки с нуля собственными силами.

    Если договор заключен на неопределенный срок, каждая сторона способна отказаться в любое время, уведомив вторую хотя бы за полгода, если иное не предусмотрено соглашением.

    Правообладатель-ИП умер? Тогда наследник должен в течение 6 месяцев зарегистрироваться как предприниматель.

    Можно перечислить еще массу нюансов, но вывод уже очевиден: требуется готовить договоры, которые учитывают в полной мере особенности правоотношений. Франчайзинг – относительно новое явление для РБ. Многие считают, что это можно сделать из любого бизнеса, поэтому появляются «сырые» предложения. Будьте внимательны! Привлекайте к работе профессиональных юристов!

    Поделиться:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Подпишитесь на наши социальные сети, там также выходит много интересного и полезного материала.
    все статьи

      Получите онлайн-консультацию специалиста

      Ваше имя

      Телефон для связи

      Неправильно введен номер!

      Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:

      Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.

      0
      Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x