Контакты

    Напишите нам

    Имя

    Телефон для связи

    Ваше сообщение

    Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности

    Изменение места нахождения организации

    • Время прочтения:

      9 мин

    • Автор:

      mk-admin

    • Дата публикации:

      21, Август, 2017

    • Дата обновления:

      18, Апрель, 2024

    • Поделиться:

    Сегодня мы решили поговорить о юридическом адресе и правовых последствиях, связанных с несовпадением фактического юридического и адресов.

    Все чаще встречаются случаи, когда субъект хозяйствования имеет юридический адрес, в одном месте, а фактический адрес в ином. При этом не соблюдает требований, установленных законодательством Республики Беларусь об уведомлении соответствующих органов об изменении места нахождения. Да, на первый взгляд может показаться, что последствия, несоблюдения законодательства Республики Беларусь по этому вопросу, могут быть минимальными. Но это не совсем так. Рассмотрим, какие последствия предусмотрены законодательством в случае изменения организацией места своего нахождения и на что важно обратить внимание в данной ситуации, чтобы избежать ответственности, а Вы сами решите, важно это или нет.

    Причины смены юридического адреса

    Смена места нахождения субъекта хозяйствования может быть вызвана разными причинами: от переезда в связи с окончанием договора аренды до приобретения собственного офиса.

    Но независимо от причины необходимо позаботиться о правильном и своевременном выполнении формальностей, установленных законодательством, в ситуации смены места нахождения юридического лица, ведь с этим связаны многие важные вопросы, например подсудность, направление судебной и деловой корреспонденции, место уплаты налогов, определение места заключения договора, и т.п.

    Кого нужно уведомлять о смене адреса и в какие сроки?

    Действующее законодательство Республики Беларусь устанавливает перечень государственных органов и организаций, которых необходимо уведомить об изменении места нахождения юридического лица, сроки уведомления и ответственность в случае нарушения данных норм.

    Прежде всего, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об изменении места своего нахождения необходимо сообщить об этом в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — органы ФЗСН) по месту постановки на учет (абз. 10 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).

    Несоблюдение этого требования влечет привлечение к административной ответственности с уплатой штрафных санкций в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

    Помимо этого, с момента переезда необходимо обязательно уведомить и иные государственные органы.

    Так, в соответствии с ч. 2 п. 22 Положения о государственной регистрации в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление об изменении местонахождения юридического лица по форме, установленной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1».

    Обращаем внимание, что организациям, постановка на учет которых осуществлялась при их государственной регистрации, самостоятельно уведомлять налоговые органы, обособленные подразделения Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» об изменении места нахождения юридического лица не требуется.

    Обязанность по информированию вышеуказанных органов лежит на регистрирующем органе (п. 12 Положения о порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 141 «О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие» (далее — Положение о взаимодействии)).

    В соответствии с п. 12 Положения о взаимодействии при получении от юридических лиц уведомлений об изменении местонахождения информационные карты формируются и передаются регистрирующим органом субъектам учета для осуществления возложенных на них функций.

    Новое извещение о постановке на учет, подтверждающее факт прохождения перерегистрации, субъекты хозяйствования получают в регистрирующем органе (п. 11, ч. 5 п. 12 Положения о взаимодействии).

    Таким образом, самостоятельно уведомлять налоговые органы и обособленные подразделения «Белгосстрах» об изменении места нахождения юридического лица необходимо лишь организациям, постановка на учет которых не осуществлялась при их государственной регистрации.

    Бесплатная юридическая консультация

    Бесплатная юридическая консультация с расчетом стоимости. Даём ответы на впоросы, а не ссылаемся на законы.

    узнать подробнее

    Сроки уведомления налоговых органов о изменении места нахождения юридического лица

    • уведомление налоговых органов — в срок не позднее десяти рабочих дней со дня изменения места нахождения (подп. 1.9.5 п. 1 ст. 22 НК);
    • уведомление Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» — в месячный срок со дня изменения своего местонахождения (абз. 3 п. 16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1294).

    Ответственность за несвоевременное уведомление о смене места нахождения организации

    Неуведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица является административным правонарушением, влекущим административную ответственность по ст. 23.16 КоАП.

    Если организация представила в регистрирующий орган уведомление об изменении своего местонахождения после истечения десятисуточного срока, то привлечение ее руководителя или иного уполномоченного лица к административной ответственности по ст. 23.16 КоАП допустимо при условии, что не истекли указанные два месяца со дня его обнаружения либо прекращения  в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения.

    Другими словами, привлечение к административной ответственности будет законным при условии, что информация о том, что организация просрочила указанный десятисуточный срок, станет известна органу, уполномоченному начать административный процесс по этому административному правонарушению (ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), в течение двух месяцев после того, как соответствующее уведомление будет направлено в регистрирующий орган.

    Истечение этого срока обязывает органы, уполномоченные рассматривать дела о данном административном правонарушении, прекратить это дело в связи с истечением сроков наложения административного взыскания (п. 3 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП).

    Помимо этого, не уведомление налоговых органов влечет привлечение к ответственности по ст. 13.8 КоАП в форме штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.

    Кроме того, следует отметить, что отсутствие субъекта предпринимательской деятельности по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и неуведомление в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующего органа об изменении места нахождения являются основанием для включения в Реестр (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа N 488).

    Организация подлежит включению в Реестр, если она расположена не по месту нахождения, указанному в учредительных документах, и при этом:

    • не уведомляет вовремя регистрирующий орган об изменении места нахождения;
    • не представляет без уважительных причин документы, запрашиваемые инспекциями МНС, Комитетом государственного контроля, Минфином и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами, или не является по вызовам (приглашениям) этих органов.

    Указ №488 не предусматривает какое-либо ограничение правоспособности субъекта хозяйствования, данные о котором внесены в Реестр: сделки с ним не запрещаются. Как мы уже ранее писали, данный Реестр размещен на интернет-портале МНС.

    Также, у субъектов хозяйствования есть вероятность отнесения к средней группе риска для назначения плановых проверок.

    Изменение места нахождения организации в процессе деятельности является правом субъекта хозяйствования. Однако,  обращаем внимание,  что  при  неоднократном  (два  и  более  раза)  снятии с учета и постановке  на  учет  в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами)  в  течение  трех  лет  субъект хозяйствования, относившийся  для целей  назначения  плановых  проверок  к  низкой  группе  риска, перейдет в среднюю группу (критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых  проверок  утверждены  Указом  Президента  Республики Беларусь  от  16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).
    Более того, партнеры такого субъекта при совершении с ним сделок, также рискуют быть отнесены к данной группе риска.

    Для субъекта хозяйствования осуществляющего деятельность и принимающего участие в государственных закупках, может быть наложен запрет. (подп. 1.18. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590
    «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».)
    Такой запрет основан на включении организации в Реестр.

    Необходимо добавить, что если организация участвует в судебном разбирательстве, то о перемене адреса во время производства по делу также следует сообщать суду (ст. 147 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 143 ХПК). Несоблюдение этого требования влечет привлечение к административной ответственности с уплатой штрафных санкций в размере до 30 базовых величин (ч. 1 ст. 24.7 КоАП).

    При этом следует отметить, что лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом и в том случае, если копия судебного постановления, направленная судом, рассматривающим экономические дела, по последнему известному суду месту нахождения юридического лица, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем имеется сообщение органа связи (абз. 4 ч. 2 ст. 142 ХПК).

    Бесплатная юридическая консультация

    Получите бесплатную юридическую консультацию по заключению и исполнению договоров прямо сейчас! Решим ваш вопрос быстро и профессионально

    узнать подробнее

    Если в процессе судебного разбирательства выясняется, что организация — сторона по делу не находится по своему юридическому адресу, суд не дает оценку этому факту. В то же время известна практика, когда при обнаружении несовпадения информации о юридическом адресе (местонахождении, месте жительства) субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя) с фактическим местонахождением суд письменно уведомляет об этом соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2006 N 04-08/190 «Частные определения и сообщения о выявленных нарушениях законодательства»).

    Не забываем уведомить о смене места нахождения обслуживающий банк и своих контрагентов. Внести изменения в книгу учета проверок, книгу замечаний и предложений, печати.

    Список организаций для уведомления о смене места нахождения организации

    • регистрирующий орган – в течение 10 рабочих дней (лично, почтой или через веб-портал);
    • налоговый орган – не позднее 10 рабочих дней;
    • ФСЗН – в течение 5 рабочих дней;
    • «Белгосстрах» — в месячный срок;
    • обслуживающий банк — в соответствии с условиями договора;
    • контрагентов – в соответствии с условиями договора;
    • лицензирующий орган – в месячный срок;
    • Белорусскую торгово-промышленную плату – в течение 30 дней (для выдачи нового сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства);
    • экономический суд – если местонахождение изменилось во время производства по делу (несоблюдение этого требования влечет привлечение к административной ответственности с уплатой штрафных санкций в размере до 30 базовых величин.

    Плюсы компании ЮРИДЭКС

    1. Высокая квалификация сотрудников. Мы не просто имеем профильное образование, но и постоянно актуализируем свои знания, принимая участие в семинарах, курсах и т.д. Каждый сотрудник действует строго в пределах своей компетенции. К работе допускаются только лица с достаточным практическим опытом.
    2. Гибкое ценообразование. Доступно как полное сопровождение проекта, так и выполнение разовых поручений (например, составление договора). Такой подход позволяет адаптировать наши услуги под потребности и финансовые возможности практически всех прослоек предпринимателей.
    3. Деятельность строго в правовом поле. Это значит, что, например, разработанные пункты соглашения не будут признаны недействительными в суде. Действующего законодательства вполне хватает для обеспечения комфортного взаимодействия между разработчиком и клиентом, поэтому мы не выходим за его пределы.
    4. Имеются собственные механизмы реализации типовых задач, а значит – тратится меньше времени, что в итоге делает счет за услуги более бюджетным.
    5. Основательно вникаем в каждый проект. Для нас нет второстепенных клиентов.

    Настало время обсудить детали. Поставьте подпись в договоре. Остальное берем на себя. Оцените все прелести сотрудничества в беззаботном режиме от компании ЮРИДЭКС!

    Поделиться:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Подпишитесь на наши социальные сети, там также выходит много интересного и полезного материала.
    все статьи

      Получите онлайн-консультацию специалиста

      Ваше имя

      Телефон для связи

      Неправильно введен номер!

      Условия Политики конфиденциальности

      Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:

      Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.

      0
      Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x