Претензия в РБ – нормальная (часто - обязательная) форма досудебного урегулирования спора. К такому варианту правоотношений прибегают и физические, и юридические лица. При этом в законодательстве не всегда в достаточной степени раскрыты те или иные моменты. В частности, в ООО «МК-Правовые технологии» регулярно обращаются люди, которые слабо представляют, каков срок, отведенный на отправку претензии по качеству?
Ситуации, когда поставленное изделие не оправдывает ожидание, встречаются повсеместно. Причина способна крыться не только в том, что продукт изначально изготовлен на низком производственном уровне, но и просто дефектами, возникшими вследствие фоновых явлений. Давайте разбираться, сколько времени присутствует у получателя продукции, чтобы заявить претензию по качеству.
Теоретические моменты
Согласно действующему законодательству нашей республики, при поставке некачественного товара получатель приобретает право требовать от лица, выступающего в роли продавца:
- Соразмерного снижения стоимости.
- Безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
- Компенсации расходов на ликвидацию изъянов изделия.
- отказаться от договора и требовать возврата денег;
- настаивать на замене изделия на продукт надлежащего качества, соответствующий условиям договоренности.
Мало того, потребитель обязан поставить в известность продавца о том, что нарушаются условия договора во временной период, определенный государственными нормативами или локальной договоренностью, либо в разумный срок после выявления проблем с качеством.
Главная проблема кроется в том, что понятие разумности ГК РБ не конкретизируется. При этом ООО «МК-Правовые технологии» уверено, что срок не должен исчисляться не то что годами, а даже месяцами.
Юридическая зарисовка
А предъявило Б иск об истребовании основного долга по договору поставки оборудования. Ответчик вину не признал, так как поставленная техника не работала и не соответствовала условиям соглашения. Этим и объяснялось отсутствие оплаты на протяжении длительного времени. При этом никакие замечания в отношении качества не направлялись.
Важно отметить, что подтверждение согласования сторонами иных требований к оборудованию отсутствовало. Были представлены письма о том, что присутствуют претензии по качеству, но доказательств отправки не было.
С момента поставки до разбирательств в суде прошло свыше 3 лет. Техника находилась у покупателя, но не использовалась. Консервация не выполнялась. Гарантийный срок предъявления претензии составлял 18 месяцев.
По инициативе суда была проверена работоспособность проданных приспособлений. Выяснилось, что оборудование справляется с профильными функциями. Было принято в расчет и то, что потребитель не сумел обоснованно пояснить, почему не вернул технику продавцу, а хранил у себя.
Решение оказалось следующим. В гарантийный срок покупатель не уложился. О нарушении условий договоренности обязан был известить, хотя этого не сделал. Как результат – отсутствие оплаты признано незаконным. Деньги пришлось заплатить.
Делаем выводы
ООО «МК-Правовые технологии» утверждает еще раз, что разумный срокпретензии не является безразмерным. Безусловно, законодателю стоит побеспокоиться о конкретизации этого момента, но существует и судебная практика, в которой подобные ситуации встречаются часто. Представители Фемиды относительно легко находят выход из таких ситуаций.
Обнаружив изъян, нужно сразу озвучить это в накладной или соответствующем акте. После этого появляется право отказаться от приемки или взять на ответственное хранение (регламентируется ГК РБ). Важно незамедлительно сообщить поставщику о том, что дала знать проблема.
Доказательства уведомления нуждаются в сохранении для облегчения последующего доказывания в суде. Можно и не принимать испорченное изделие, но обязательно сделав отметку о причинах такого решения. В противном случае придется разрешать спор, связанный с вывозом продукта, принятого на ответственное хранение, оплатой этой операции и сохранностью.
Претензия в РБ направляется до суда, а значит – в решение этой задачи легко включатся специалисты ООО «МК-Правовые технологии». Поможем составить претензию, включимся в переговоры, дадим массу дельных советов. Знаем, как найти выход даже из ситуации, которая изначально кажется безнадежной. Не спешите опускать руки! Обращайтесь!