Лицензирование образовательной деятельности
Лицензирование образовательной деятельности является обязательной процедурой, направленной на повышение доступности и качества образования в Республике Беларусь. Действующее законодательство определяет ее как предоставление лицензиатам права на ведение образовательной деятельности. При этом лицензию в обязательном порядке должны получать как частные, так и государственные учреждения. Документ подтверждает соответствие образовательного учреждения национальным образовательным стандартам, а также исполнение им требований законодательства.
Обязательное лицензирование образования охватывает различные его уровни – от дошкольного до высшего. Также обязанность по получению лицензии возлагается на организации, предоставляющие дополнительное образование в различных сферах.
Процедура лицензирования предполагает подготовку необходимых документов и направление их в лицензирующий орган, полномочия которого определены законом. Его должностные лица определяют соответствие учебных программ требованиям законодательства, наличие достаточной материально-технической базы, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
При положительном решении о выдаче лицензии информация о лицензиате вносится в Единый реестр лицензий (ЕРЛ). В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона РБ от 14.10.2022 № 213−3 «О лицензировании» срок действия разрешения неограничен.
Чтобы заказать юридические услуги достаточно связаться с юристами нашего центра по телефону, на сайте или по E-mail.
ПодробнееКакие учреждения должны получать лицензию для ведения образовательной деятельности
В соответствии с законом о лицензировании образовательной деятельности получить лицензию вправе:
индивидуальные предприниматели, в отношении которых, кроме прочего, проводится лицензирование индивидуальной образовательной деятельности.
юридические лица.
К числу субъектов лицензирования образовательной деятельности следует отнести:
- Учреждения дошкольного образования.
К ним относятся государственные и частные организации, оказывающие услуги детям дошкольного возраста. Также получать лицензии должны учреждения, предоставляющие специальные образовательные программы соответствующего уровня.
- Учреждения среднего образования.
К их числу относятся общеобразовательные школы, в том числе начальные, средние и основные. Форма собственности при этом не имеет значения – они могут быть как частными, так и государственными.
- Учреждения профессионально-технического и среднего специального образовательного уровня.
К ним относятся училища, колледжи и иные заведения, обеспечивающие кадры с квалификацией рабочего или служащего со средним специальным образованием.
- Учреждения высшего образования.
Университеты, институты, где подготавливаются специалисты и руководители, а также учреждения, осуществляющие профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Кроме этого, обязательно лицензирование дополнительной образовательной деятельности. Лицензию обязаны получать школы искусств, спортивные секции, музыкальные школы и иные учреждения дополнительного образования вне зависимости от формы собственности.
Перечень долицензионных требований
Под долицензионными требованиями понимается наличие исполненных условий, соблюдение которых необходимо для получения возможности претендовать на получение лицензии.
Для образовательных учреждений их перечень выглядит следующим образом:
Наличие материально-технической базы. К данному пункту необходимо отнести наличие средств обучения, включая учебные материалы в соответствии с национальными стандартами, утвержденными Министерством образования, мебели, инвентаря. Также на праве собственности или в аренде у организации должно быть помещение, в котором проводится образовательная деятельность. Здания и строения должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Укомплектованность штата педагогическими работниками. К примеру, требования для дошкольных учреждений предполагают, что не менее 60% педагогов оформлены в штат на полный рабочий день.
Наличие разработанной учебно-программной документации. Учебные планы должны соответствовать государственным стандартам в сфере образовательной деятельности.
Полный перечень долицензионных требований установлен ст. 215 Закона РБ от 14.10.2022 № 213−3 «О лицензировании», который заменил ранее действующее «Положение о лицензировании образовательной деятельности».
Перечень документов для получения лицензии
Для лицензирования учреждений образования необходимо предоставить в соответствующий орган полный комплект документов, перечень которых утвержден Постановлением Министерства образования РБ от 24.01.2022 № 10 «Об утверждении регламента административных процедур».
Помимо заявления о предоставлении разрешения, необходимо предоставить следующие сведения по утвержденным формам:
Сведения об учебно-программной документации.
Подтверждение наличия материально-технической базы для осуществления образовательной деятельности.
Информацию о наличии возможностей проведения образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий.
Информацию об укомплектованности учреждения профильными сотрудниками и их квалификации. Дополнительно потребуются сведения о квалификации руководителя образовательного учреждения.
Информацию о наличии учебно-методических комплексов и изданий (учебников).
Сведения о планах набора, примерном количестве обучающихся.
Лицензирование образовательной деятельности индивидуального предпринимателя также предполагает исполнение всех этих требований.
Кроме этого, при наличии филиалов или обособленных подразделений в лицензирующий орган предоставляет информация и о них.
Лицензирующие органы
Перечень органов, осуществляющих лицензирование, определен законодательно. Так, если организация ведет подготовку кадров по программам профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, то документы необходимо подавать в Министерство образования. То же касается учреждений, ведущих переподготовку специалистов и руководителей.
В остальных случаях необходимо обращаться в городские и районные исполнительные комитеты. К примеру, если организация планирует вести свою деятельность в Минске, то документы подаются в адрес Минского городского исполнительного комитета.
В соответствии с административным регламентом, срок рассмотрения документов при подаче заявления на лицензирование образовательной деятельности организации составляет 15 дней. В отдельных случаях он может быть продлен до 25 дней с предварительным уведомлением соискателя лицензии. После принятия положительного решения лицензирующий орган вносит сведения о разрешении в Единый реестр в течение трех дней.
Последствия нарушения законодательства о лицензировании
В случае существенных нарушений законодательства о лицензировании разрешение может быть отозвано или приостановлено. Это возможно в следующих случаях:
оказание услуг, которые не предусмотрены выданной лицензией;
превышение заявленной ранее численности обучающихся;
отсутствие или приостановка государственной аккредитации.
Кроме этого, в Едином реестре должны содержаться сведения о филиалах учреждения, в которых ведется образовательная деятельность. При их отсутствии действие лицензии приостанавливается.
Предоставление образовательных услуг без лицензии или при ее приостановке является составом административного правонарушения. Так, согласно ст. 13.3 Кодекса Республики Беларусь об Административных правонарушениях, за подобную деятельность индивидуального предпринимателя оштрафуют на сумму от 10 до 200 базовых величин, а юридическое лицо – до 500 базовых величин. Также может быть применена мера по конфискации доходов, полученных от незаконного осуществления деятельности.
Оспаривание решения лицензирующего органа
Лицензирующие органы принимают решение о внесении в Единый реестр, основываясь на всестороннем изучении представленных документов и руководствуясь соответствующим Регламентом. Если заявитель считает, что, к примеру, отказ в лицензировании образовательной деятельности дополнительного образования был произведен с нарушением закона, то он вправе оспорить его в судебном порядке.
Так, перед обращением в суд необходимо тщательно изучить обоснования, указанные в тексте решения, чтобы иметь возможность сформулировать свои доводы в суде.
В соответствии со ст. 227 ХПК, заинтересованные лица, чьи права были нарушены ненормативными правовыми актами госорганов, вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением. При этом применяется территориальный принцип подсудности.
Решение, удовлетворяющее требования заявителя, является обязательным для исполнения государственным органом при вступлении в законную силу.
Подлежат ли лицензированию образовательные курсы для взрослых
Взрослые граждане вправе на коммерческой или бюджетной основе получать дополнительное образование, которое может быть направлено как на удовлетворение познавательных потребностей, так и формирование нужных компетенций для профессионального роста и замещения соответствующих должностей.
В связи с этим ст. 246 КоО устанавливает перечень и формы образовательных программ. Так, они могут проводиться в форме лекций, семинаров, тренингов и других видов донесения информации до обучающихся.
Лицензированию дополнительного образования в соответствии с законом подлежат направления образовательной деятельности, связанные с подготовкой кадров по программам профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, а также профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц на руководящих должностях и специалистов.
Перечень является закрытым, поэтому для организации иных видов программ и курсов получение лицензии не требуется.
Содействие в получении лицензии
Наши специалисты имеют необходимую квалификацию в части работы с ведомствами, осуществляющими лицензионно-разрешительную работу. Содействие в лицензировании образовательных организаций происходит по следующему алгоритму:
Регистрация юридического лица.
Подбор помещения, приобретение материально-технической базы, соответствующей долицензионным требованиям.
Подбор и подготовка необходимых документов.
Подача пакета документов в лицензирующий орган.
Оплата государственной пошлины.
Получение разрешения.
Также мы представляем интересы соискателей лицензии при оспаривании решений лицензирующего органа.
Перед началом работы мы тщательно изучаем ситуацию, учитываем пожелания заказчика. После их согласования заключается договор об оказании услуг, связанных с лицензированием образовательных учреждений.
Внушительный опыт наших специалистов и конкурентоспособные цены на услуги позволят Вам осуществить реализацию планируемого проекта в кратчайшие сроки и с минимальными затратами!


Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.
