Рекламная кампания – важный инструмент коммерческой деятельности. Законодательство Республики Беларусь предусматривает соблюдение достоверности предоставляемой информации потенциальным потребителям. Недобросовестная реклама может запятнать репутацию бизнеса, повлечь наложение штрафов. Консультация с юристом поможет решить вопрос о недобросовестной рекламе.
Недобросовестная реклама – это форма рекламной деятельности, которая направлена на введение потребителя в заблуждение, создание иллюзорных представлений о продукте.
Существует:
- Неэтичная. Рекламные материалы, которые поощряют оскорбление, дискриминацию, нарушение установленных норм морали. Включает демонстрацию провокационных образов, порочащих достоинство.
- Недостоверная. Предоставление ложной или искаженной информации о товарной позиции, вводящей потребителей в заблуждение относительно их свойств, характеристик, эффективности.
- Скрытая. Маскировка рекламных материалов под иные виды коммуникации. Осознание потребителем ее истинного характера затруднено.
Признаки недостоверной и недобросовестной рекламы
Недостоверная реклама предоставляет ложные данные о следующих сведеньях:
- Названии, месте расположения компании или физического лица, а также торговых и производственных объектов.
- Деятельности предприятия, физического лица, а также торговых и производственных строений.
- Параметрах изделия.
- Наличии товара, способах его получения в определенных объемах, временных рамках, местоположении.
- Стоимости, условиях получения товара.
- Способах доставки. Возможности обмена, возврата, сервисного обслуживания либо ремонта.
- Сроках: хранения, службы, годности.
- Наличии лицензии на реализацию определенного вида деятельности.
- Получении награждений, занимаемых призовых местах.
- Возможности приобрести все части товара.
- Эксклюзивных правах на продажу товарной единицы или оказание услуги.
- Объемах производства, количестве продаж, уровне востребованности.
- Ссылках на рекомендации от компаний, граждан.
- Итогах клинических испытаний, лабораторных исследований.
- Правах на использование государственных символов либо символики международных организаций.
- Проведении конкурсных мероприятий, лотерей и т.п.
Признаки недобросовестной рекламы:
- Употребление прилагательных в превосходной степени, создавая иллюзию о наличии преимуществ, которые документально не подтверждены.
- Отрицательная характеристика продукции конкурентов.
- Сравнение представленных продуктов, акций, конкурсов либо результатов интеллектуальной деятельности с конкурентами, без документального подтверждения.
Признаки неэтичной рекламы
- Используются оскорбительные тексты, образы, которые направлены против лиц определённой национальной либо расовой принадлежности, внешности, возраста, пола, культуры, профессиональной области, вероисповедания, политических убеждений.
- Очернение государственных символов, валюты любого государства, символики международных либо религиозных организаций.
- Дискредитация компаний или группы лиц, не пользующихся рекламируемым продуктом, посредством оскорбительных выражений либо негативных изображений.
- Применяются негативные оценки, сравнения конкурирующих товарных позиций. Целью является повышение привлекательность рекламируемого объекта за счет акцента внимания потребителя на недостатках конкурента.
- Содержит обманные приемы, создавая иллюзию, что услуга предоставляется бесплатно, в то время как предполагается оплата. Используются: «0 рублей», «подарок», «бесплатно».
Основные требования к рекламной деятельности в Республике Беларусь
- Используемый язык. На территории Республики Беларусь реклама должна быть представлена на русском и (или) белорусском языках. Использование иностранного языка допустимо, если текст будет продублирован на белорусском и (или) русском языках.
Возможно употребление английских выражений, которые используются в повседневной разговорной речи (online, tax-free). Остальные слова требуют написания в переводе.
- Юридические сведения. Должно быть указано юридическое название, УНП рекламодателя. Для иностранных компаний требуется юридическое название и адрес. Однако есть исключение. Это требование можно опустить, если прикрепленная ссылка ведет на веб-ресурс, содержащий эту информацию.
- Достоверные данные. Не должна содержать обещания либо гарантии большей эффективности объекта, чем это подтверждено документально. Любые свойства должны быть подтверждены бухгалтерской отчетностью, которая прошла аудит.
- Лечебные свойства. Запрещено содержание утверждений о лечебных свойствах рекламируемого объекта. Исключение составляют медицинские товары или услуги. Следует избегать утверждений о воздействии на организм. Вместо этого рекомендуется применять вкусовые характеристики, обращаться к эмоциональному аспекту.
- Размещение личных сведений. Запрещено употребление без согласия следующих данных:
- ФИО;
- псевдонимы;
- названия компаний;
- товарные знаки;
- заявления граждан Республики Беларусь;
- эмблем, прочей символики.
Ответственность за размещение недобросовестной и ненадлежащей рекламы в РБ
Согласно законодательным нормам Республики Беларусь, запрещено размещение неэтичной, недостоверной, недобросовестной, а также скрытой рекламы. Административную ответственность за эти действия несут рекламораспространитель, рекламодатель, рекламопроизводитель. Нарушение статей №10, №26 «Закона о рекламе» предусматривает наложение административного взыскания от 20 до 50 базовых величин.