Претензионный порядок урегулирования споров в Беларуси
Услуги

    Напишите нам

    Имя

    Телефон для связи

    Ваше сообщение

    Претензионный порядок урегулирования споров в Беларуси: обязательность, процедура и последствия несоблюдения

    • Время прочтения:

      9 мин

    • Автор:

      Светлана Зазерская

    • Дата публикации:

      28 марта, 2019

    • Дата обновления:

      16, Май, 2025

    • Поделиться:

    Претензионный порядок урегулирования споров в Республике Беларусь – эффективный механизм защиты законных интересов, смысл которого состоит в возможности потребовать от контрагента исполнения его обязательств до обращения в суд. На практике урегулирование проводится между субъектами экономических правоотношений в силу законных или договорных оснований. Компания ЮРИДЭКС предоставляет профессиональные юридические услуги по всем направлениям гражданского, хозяйственного и трудового права. Мы гарантируем квалифицированную правовую поддержку, индивидуальный подход к каждому клиенту и полное соответствие действующему законодательству Республики Беларусь.

    Является ли досудебное урегулирование спора обязательным

    При заключении договора стороны обязуются соблюдать его условия, учитывая права и законные интересы друг друга. Однако в силу различных причин одна из сторон может нарушить положения тех или иных пунктов соглашения, что влечет за собой экономические издержки для другой. В этом случае законодательство позволяет предъявить требования о надлежащем исполнении обязательств к контрагенту. При этом лицо, право которого было нарушено действиями или бездействием другой стороны договора, вправе требовать судебной защиты, то есть обратиться за выдачей судебного приказа или соответствующего решения.

    Наша компания предоставляет профессиональные услуги по комплексному взысканию долгов, включая досудебное урегулирование, судебное взыскание и исполнительное производство.

    Подача заявления в суд связана с дополнительными материальными издержками на соответствующие расходы, а также потерей времени. Поэтому предусмотрен досудебный механизм урегулирования спора. Как правило, начало урегулирования спора начинается с направления претензии контрагенту.

    Претензия до обращения в суд представляет собой письменный документ, направляемый стороной договора, чье право, по их мнению, нарушено, в адрес контрагента. В претензии указывается суть нарушения обязательства, изложены требования об исполнении обязательства, а также о возмещении  неустойки, штрафов и иных предусмотренных договором или законом санкций. 

    В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь, при возникновении споров между хозяйствующими субъектами обязателен предварительный порядок их урегулирования, за исключением отдельных случаев, установленных законодательством. Установлено, что стороны, помимо данного порядка, вправе применять и другие его формы, к примеру, медиацию. На практике последняя используются редко в связи с ее сложностью и возможными материальными затратами.

    Таким образом, претензионный порядок урегулирования применяется при спорах экономического характера между юрлицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей. Стороны вправе отказаться от этого механизма, о чем должно быть прописано в самом договоре. 

    В ряде случаев претензионный порядок урегулирования споров является строго обязательным. К примеру:

    •       по искам к перевозчикам;
    •       по искам к экспедиторам.

    Также претензионный механизм предусмотрен в случаях, если одна из сторон договора является иностранным лицом,  а сам спор подведомственен судам Республики Беларусь, о чем стороны заведомо указывают в соглашении.

    Следует ответить, что при наличии в договоре условия об отказе от обязательного претензионного порядка, направление претензии остаётся обязательным  при взыскании задолженности в приказном производстве. 

    Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9, документом, подтверждающим признание долга, может служить направленная и оставленная без ответа претензия. Приказное производство существенно упрощает процедуру взыскания: позволяет избежать временных и процессуальных затрат, характерных для искового производства, а также воспользоваться льготной ставкой государственной пошлины и ускоренными сроками рассмотрения.

    Таким образом, направление претензии, даже при отсутствии обязанности её направлять, является эффективной предварительной мерой для инициирования приказного производства.

    Когда можно обойтись без предсудебного напоминания

    Всегда обязательно ли соблюдение претензионного порядка? В соответствии с ГК, часть споров между субъектами экономических правоотношений предполагает обязательный предварительный порядок их урегулирования. Однако в ряде случаев законодательство допускает возможность не применять данный механизм. Так, к ним относятся споры, если одной из сторон выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

    Также соблюдение претензионного порядка не будет обоснованным при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей. При этом необязательность не означает, что лицо, права которого были нарушены, не имеет возможности направить письменную претензию. Закон не ограничивает гражданина в такой форме защиты своих интересов.

    Кроме этого, стороны вправе самостоятельно устанавливать обязанность применять претензионный порядок в Республике Беларусь, если последнее не ограничено законом. Важно, чтобы соответствующие условия были максимально подробно прописаны в тексте договора. Более того, лица вправе самостоятельно устанавливать, по каким спорам предусмотрен такой способ урегулирования, а по каким нет.

    Следует помнить, что указание в договоре на необязательность досудебного урегулирования в случаях, прямо предусмотренных законом (к примеру, связанных и расторжением договора), является юридически ничтожным и не может быть применимым при направлении иска в суд.

    Обязателен ли претензионный порядок в иных случаях? Законом прямо определены ситуации, когда досудебный механизм не применяется в принципе:

    •       при взыскании с лица, проходящего процедуру банкротства;
    •       при изменении формы судопроизводства (из приказного в исковое);
    •       при предъявлении встречных исковых требований;
    •       если истцом выступает государственный орган, прокурор или иные лица.

    На практике пункт о необязательности досудебного урегулирования используется довольно часто. В то же время претензионный порядок разрешения споров позволяет решить его более эффективно. Так, его соблюдение позволяет сэкономить время и ресурсы, а также сохранить практичные отношения между сторонами. Зачастую именно досудебная претензия позволяет разрешить спор в более целесообразном русле.

    Собственно, возможность обращения за судебной защитой без соблюдения претензионного порядка урегулирования спора не отменяет необходимость для сторон соблюдать условия заключенного соглашения с обоюдным учетом интересов контрагентов.

    Порядок предъявления и содержание претензии

    Претензия до подачи иска в суд представляет собой письменный документ, содержащий требования исполнения обязательств, вытекающих из договора, и предложения урегулировать спор собственными силами.

    Действующее законодательство не устанавливает жестких требований по оформлению претензии. Это не унифицированный документ. Однако при его составлении следует учитывать правила деловой корреспонденции. Также в Приложении к ХПК Республики Беларусь указано, что именно должно содержаться в направляемом в адрес контрагента документе.

    Среди прочего следует выделить:

    • Общие данные.

    Они прописываются в так называемой «шапке» документа. Здесь следует указать сведения о лице, которому направляется требование (наименование лица или ФИО предпринимателя, юридический и фактический адреса, контактные данные), а также информацию и об отправителе.

    • Суть требования.

    В этой части документа отправитель должен указать и обосновать обстоятельства, которые, по его мнению, составляют предмет нарушения обязательства. Как правило, в обоснование позиции указываются пункты договора, которые нарушены, а также сведения из сопутствующих документов (актов, счетов и проч.).

    Не является обязательным, но желательным – ссылки на нормы законодательства, которые, по мнению составителя претензии, были нарушены действиями или бездействием контрагента.

    • Характер требования.

    Порядок ведения претензионной работы предполагает указание требований лица. Они могут иметь как материальный, так и не материальный характер. Если требование подлежит расчёту, то к претензии необходимо приложить обоснованный расчёт. Отдельные расчеты необходимо провести и при исчислении сумм неустоек и штрафов.

    К претензии необходимо приложить копии документов, подтверждающих изложенную в ней позицию. Их перечень также прописывается в тексте претензии. При этом к ней прилагаются только те документы, которые отсутствуют у контрагента.

    В документе обязательно проставляется дата, а также исходящий номер в журнале, где фиксируется корреспонденция. Он подписывается руководителем организации. Если право подписи имеет представитель, то к документам прикладывается копия доверенности от руководителя, в которой прописаны соответствующие полномочия.

    Претензия до суда должна быть направлена непосредственно получателю. При этом в момент вручения на втором экземпляре документа должником проставляется отметка о принятии.

    Как правило, претензию нужно направлять по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если при отправке возникают сомнения относительно достоверности имеющихся данных о юридическом адресе, то рекомендуется предварительно проверить актуальный адрес в ЕГР. Существуют и другие способы того, как будет направляться документ, в том числе и с использованием средств факсимильной связи или интернета.  Их использование рекомендуется в том случае, если оно прямо предусмотрено условиями договора.

    Как подтвердить соблюдение претензионного порядка

    В случаях, когда претензионный порядок обращения в суд является обязательным, лицу, чьи права и интересы были нарушены несоблюдением условий договора, необходимо иметь доказательство применения данного механизма. В противном случае заявитель не получит возможности обращения за судебной защитой.

    Подтверждением будет являться досудебный письменный документ, тип которого зависит от действий контрагента после направления претензии.

    Если направлена досудебная претензия, сколько до суда остается времени? Закон устанавливает, что срок для ответа на требования кредитора составляет 30 дней. В течение этого периода должник должен либо согласиться с ними, либо направить мотивированный отказ. Важно отметить, что стороны вправе самостоятельно устанавливать срок для ответа на претензии. К примеру, определить его как 14 дней с момента получения требования.

    Если должник проигнорировал претензию, то есть не предоставил своих возражений в течение установленного законодательством или договором срока, то лицо вправе обратиться в суд, предъявив:

    1.     Экземпляр претензии с отметкой контрагента об ее получении.
    2.     Почтовое уведомление о вручении (либо претензию с отметкой о вручении). 

    Соблюдением претензионного порядка является и ситуация, если заказное письмо было направлено без уведомления о вручении, при возврате его отправителю с наличием соответствующих почтовых отметок.

    Также в качестве доказательства получения документа контрагентом может использоваться распечатка с сайта РУП «Белпочта» об отслеживании почтового отправления. При этом она должна вручаться должностным лицом почтового оператора.

    Обязательный претензионный порядок считается не соблюденным, если заявитель направил документы по неверному адресу. Если таковой факт будет установлен, то лицо обязано направить претензию по новому адресу. В этом случае обязательный срок рассмотрения претензии начинает течь заново – с момента получения документов контрагентом.

    Следует отметить, что напрямую ответственность за умышленное неполучение и  непредоставление ответа на претензию должник нести не будет. Однако в случае обращения кредитора в суд он может понести значительные судебные издержки, связанные с рассмотрением дела.

    Последствия несоблюдения порядка досудебного урегулирования

    Последствия за несоблюдение претензионного порядка определены нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

    Если истец не предоставляет документы, подтверждающие соблюдение соответствующей процедуры, то заявление не будет рассмотрено в силу того, что досудебный порядок не был соблюден в установленном порядке.

    В таком случае, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 162 ХПК, суд оставляет дело без движения до момента устранения недостатков. Данный срок не может превышать 15 дней. Если по истечении 15 дней истец не предъявил требуемых документов, то на основании ст. 163 ХПК суд возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы.

    Если факт несоблюдения порядка досудебного урегулирования будет установлен после принятия искового заявления к производству, то суд вправе оставить его без рассмотрения.

    Следует отметить, что как в случае оставления иска без рассмотрения, так и при возврате документов истец вправе обратиться за судебной защитой по тому основанию повторно. При этом необходимо устранить обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела. Сами процессуальные сроки, связанные с подготовкой к процессу, начнут течь заново.

    Отдельно следует отметить обязательное соблюдение претензионного порядка урегулирования спора при обращении в суд за выдачей судебного приказа. Так, определено, что для выдачи судебного приказа необходимо предоставить в суд доказательства направления претензии. Таким образом, законодательство допускает возможность выдачи судебного приказа, но только если соблюден досудебный претензионный порядок и даже в тех случаях, когда стороны договора определили его необязательность при возникновении спора между ними.

     

    Поделиться:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Подпишитесь на наши социальные сети, там также выходит много интересного и полезного материала.

      Получите онлайн-консультацию специалиста

      Ваше имя

      Телефон для связи

      Неправильно введен номер!

      Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:

      Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.

      Сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, предоставления персонализированных рекомендаций.
      Принять
      0
      Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x