Признание государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной

Если анализировать данные судебной статистики, сразу бросается в глаза, что незаконная регистрация индивидуальных предпринимателей и юрлиц – достаточно распространенное явление в нашей стране. Это же можно сказать и о госрегистрации изменений/дополнений, вносимых в учредительные документы и свидетельства о регистрации. Стоит отметить тенденцию к увеличению количества подобных случаев в последнее время. Объяснить это можно корректировками, произошедшими в законодательных актах. Трудности с трактовкой возникают как у самих субъектов, так и у представителей судебных органов.
Сразу отметим, что самостоятельное решение подобных вопросов может серьезно затянуть разбирательства. Подавая исковое заявление, следует позаботиться о доказательной базе, которую не всегда просто собрать. Есть масса других нюансов. Например, даже на изучение одного ХПК потребуется много времени. Оптимальное решение в таком случае – обращение к юристам, специализирующимся конкретно на этой отрасли права. Именно такие люди трудятся в «МК-Правовые технологии». Обратившись к нам, Вы сможете отстоять свои права и интересы в беззаботном режиме. Давайте рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание. Подобный подход будет лучшим свидетельством, что подобную работу должны делать грамотные специалисты.


Положение дел по состоянию на сегодня

Если приводить конкретные цифры, то признание регистрации недействительной составляет порядка 60% дел, остальные 40% - о недействительности регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлиц. Как видите, большая часть проблем возникает при первичном внесении данных о той или иной структуре, хотя о явном перевесе говорить вряд ли можно.

С требованием о признании недействительной госрегистрации обычно обращаются:

  • уполномоченные госорганы (как правило, ИМНС РБ, прокуратура или исполнительные структуры). В большинстве случаев их доводы объективны и удовлетворяются судом;
  • кредиторы, которые считают, что госрегистрация нарушила их законные интересы и права. Обычно это происходит, когда в результате реорганизации новым юрлицам передаются обязательства по погашению задолженности при отсутствии имущества, которое можно считать ликвидным и достаточным для того, чтобы разобраться с лицами, требующими возврат задолженности. При этом кредиторы не уведомляются в установленном законом порядке. Именно такие случаи участились в последнее время настолько, что по количеству практически сравнялись с обращениями госорганов. Отметим, что процент удовлетворения в данной ситуации на порядок ниже – порядка 40%.

Подобное положение дел легко объяснить, ведь у государственных структур гораздо больше возможностей для проведения предварительных проверок, а значит – их заявления с гораздо большей вероятностью основываются на объективных фактах. Наша аудитория – это как раз кредиторы. Если Вы воспользуетесь услугами «МК-Правовые технологии», мы уже на предварительном этапе сообщим о прогнозе успеха в суде. Кроме того, если мы беремся за дело, вероятность положительного решения по нему резко возрастает, что подтверждается внутренней статистикой нашей компании.

Какие нормы законодательства применимы в подобных делах?

Гражданский кодекс нашей страны гласит, что госрегистрация производится строго в соответствии с действующими актами нормативно-правового характера. Действия регистрирующего госоргана можно обжаловать по установленному алгоритму. Соответствующее обращение в орган Фемиды можно сделать в течение 3 лет с момента осуществления процедуры. Данным вопросом занимаются экономические суды, в чью область полномочий входит рассмотрение дел, имеющих отношение к предпринимательской и иной деятельности хозяйственной направленности. Например, касается ситуаций, когда в регистрации отказывают.

Споры в подобных органах разрешаются судьей единолично, когда речь идет о первой инстанции, и коллегиально, если направляется обращение о несогласии с вынесенным вердиктом. Судьи в своих решениях руководствуются только законом, они абсолютно независимы, что гарантируется Конституцией нашего государства.

Сама процедура регламентирована Положением, утвержденным Декретом главы страны №1. Согласно этому документу, регистрации подлежат создаваемые/реорганизуемые юрлица, ИП, а также коррективы, вносимые в учредительные бумаги организаций коммерческой и некоммерческой направленности, а также в свидетельства о госрегистрации ИП.

Как следует из Положения, представление заведомо ложных сведений в уполномоченный орган делает регистрацию юридического лица недействительной, но только по решению суда с соответствующей компетенцией. Обязательно учитывается характер нарушений, наличие/отсутствие ущерба и иных обстоятельств. Как видите, оценка подобных действий не может быть субъективной, основанной на домыслах. Аннулирование регистрации происходит только после тщательного, всестороннего изучения конкретной ситуации.

Хозяйственный кодекс (ст.47) гласит, что в компетенцию суда по экономическим делам, независимо от состава субъектов правоотношений, входит ведение разбирательств по делам:

  • споры об отказе в регистрации, уклонении от нее;
  • споры о создании, реорганизации и ликвидации юрлиц, ИП и организаций, которые не считаются юридическими лицами.

Согласно белорусскому ХПК, рассмотрение дел с участием иностранных лиц по спорам о создании, регистрации и снятии с учета организаций и предпринимателей, относится к сфере полномочий исключительно экономического суда. Участие зарубежных лиц в последнее время наблюдается все чаще, что обусловлено нацеленностью национальной экономики на интернациональную торговлю. Приток инвестиций в Беларусь увеличивается, а значит – появляется больше споров по подобным делам. Это вполне естественно и не может рассматриваться как какой-то недостаток нашей правовой системы.

Подобные дела всегда вызывают повышенный интерес у правоведов. Юристы «МК-Правовые технологии» неоднократно успешно участвовали в подобных разбирательствах, представляя интересы своих клиентов даже в очень сложных и запутанных делах. Уверены, и задача, поставленная Вами, окажется нам по плечу.

Форма обращения в судебный орган, подсудность

В статье 7 ХПК сказано, что обжалование через суд, занимающийся рассмотрением экономических дел, осуществляется в определенной форме. Это может быть:

  • исковое заявление – при решении вопросов по хозяйственным спорам и иным вопросам, вытекающим из правоотношений, относящихся к Гражданскому кодексу;
  • заявление – при спорах, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений (тех, которые возникают при работе органов государственной власти, местного самоуправления и прочих подобных структур).

Положение о госрегистрации предусматривает, что, если обнаруживаются достаточные условия для признания регистрации юридического лица недействительной (касается и ИП), уполномоченные организации обращаются в судебный орган строго в пределах своей компетенции. Оформляется это в виде иска.

При этом вид обращения для лиц, чьи права/интересы нарушены по причине госрегистрации или ее отсутствия, законодательством прямо не определен. Подобный пробел может стать настоящей преградой при попытке самостоятельного решения вопроса. Правоведы нашей компании неоднократно готовили подобные заявления и знают, что именно нужно включить в текст, чтобы документу дали ход. Кроме того, мы сумеем расставить акценты так, чтобы в суде у Вас изначально была максимально выгодная позиция. Обратите внимание, что мы действуем строго в рамках закона. У нас выработаны алгоритмы действия в определенных ситуациях, которые мы активно применяем в своей деятельности.

Пункты 23 и 24 Положения регламентируют действия органа, имеющего право на регистрацию, при предоставлении документов для осуществления этого действия. Так, в ч.1 п.24 установлено, что эта процедура не совершается, если:

  • не предоставлены все документы;
  • заявление оформлено с нарушением законодательства;
  • бумаги представлены в ненадлежащий орган.

В этом же пункте сказано, что отказ в госрегистрации по основаниям, не предусмотренным выше, не допускается. Отрицательный ответ должен быть объективным, основанным на действующем законодательстве. Мало того, действия уполномоченного лица можно обжаловать. Таким шагом государство защищает субъекты хозяйствования от произвола чиновников.

Согласно ч.1 п.26 Положения, хозяева имущества, руководитель, ИП отвечают за достоверность сведений, приведенных в документах, предоставляемых для госрегистрации. Часть 2 этого же пункта устанавливает основание для признания этой процедуры недействительной. Это – действия с использованием заведомо ложных данных.

Как известно, госрегистрация происходит по заявительному принципу. Обратите внимание, что уполномоченный госорган не имеет права и не обязан проверять подлинность сведений, имеющихся в документах, которые представляются для совершения данного юридически значимого действия. Риск признания недействительной государственной регистрации юридического лица по причине предоставления неправдивых данных при подаче пакета документов в регистрирующий орган несут сами хозяйственные субъекты, их владельцы и участники. Практика показывает, что добропорядочные предприниматели заинтересованы в предоставлении правдивых сведений. Даже ответственное лицо не имело представления о подлоге документов или недостоверной информации, оно считается виновным. Выход один – тщательно проверять все данные перед отправкой в уполномоченный государственный орган.

Установленные п.26 Положения основания для аннулирования регистрации связаны с фактом представления ложной информации и наличием/отсутствием ущерба интересам, охраняемым законом РБ. Подобное может быть исследовано и оценено с правовой точки зрения исключительно судом в порядке искового производства. Это вполне естественно, ведь только так можно обеспечить объективность и защиту прав всех участников правовых отношений.

Получается следующее. Если обжалуются действия или бездействие регистрирующего госоргана, то в суд по месту нахождения заявителя нужно направить соответствующее заявление. Рассмотрение дел о проверке законности решений регистрирующего органа происходит в порядке, предусмотренном ХПК. Когда подразумевается хозяйственный субъект или ИП, то формой обращения в орган Фемиды признано исковое заявление, которое представляется по общим правилам подсудности. Таким образом, чтобы выявить надлежащую форму обжалования действий регистрирующего госоргана и подсудность, следует исходить из основания и предмета иска.

Кстати, от того, в каком виде обращаются в суд, зависит и содержание обращения, состав субъектов, срок рассмотрения дела, распределение ответственности за доказывание и требования к содержанию судебного постановления, готовящегося по итогам разбирательств по делу. Если лицо, обращающееся в экономический суд, не соблюдает предписания, касающиеся формы и содержания заявления, его иск остается без движения на основании 162-й статьи ХПК.

Как видите, для того, чтобы Ваше дело не рассматривали, достаточно просто не соблюсти формальности. Таких мелочей достаточно много в любом юридическом вопросе. Когда речь заходит о незаконной регистрации ООО, ОАО, ОДО и т.д., значение нюансов существенно возрастает, поэтому есть смысл с самого начала поручить решение данной задачи специалисту. Если Вы обратитесь только по поводу составления заявления, это не ляжет тяжким бременем на бюджет, хотя для по-настоящему хорошего результата лучше поручить нам полное сопровождение, ведь в рамках консультации или разовой операции нельзя предусмотреть все возможные варианты течения событий.

При этом, несоответствие формы после принятия обращения не может рассматриваться как причина для отрицательного ответа в удовлетворении заявленных требований по существу, что подтверждается 6-м постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда, посвященного ряду вопросов рассмотрения дел в хозсудах 1-й инстанции. Требования в таких ситуациях исследуются в соответствии с правилами, установленными ХПК для конкретного типа производства.

Каким требованиям должно соответствовать исковое заявление?

Иск о признании госрегистрации недействительной и прилагаемые к нему документы должны соответствовать предписаниям статей 159 и 160 ХПК. Так, обязательно указание обстоятельств, на которых основывается иск. Кроме того, должны быть доказательства, подтверждающие эти основания. Стоит позаботиться и о ссылке на конкретные акты законодательства Беларуси. Если исковое предъявляется нескольким ответчиком, каждому из них следует выдвинуть отдельные требования. Говоря иначе, следует изначально сформировать четкое представление о том, как нарушены интересы и на основании каких законов можно вообще говорить о том, что права ущемлены.

На основании норм, приведенных в Положении о госрегистрации, в экономический суд могут заявляться требования о признании недействительной:

  • регистрации юрлица;
  • регистрации ИП;
  • регистрации корректив, вносимых в учредительные документы юрлица;
  • регистрация изменений, включаемых в свидетельство о госрегистрации предпринимателя.

Заявление об обжаловании действий (или их отсутствия) органа, занимающегося регистрацией, или его должностных лиц должно соответствовать требованиям, изложенным в ст.159, 160 и 228 ХПК.

В заявлении в обязательном порядке указываются:

  • наименование органа;
  • фамилия, имя, отчество должностного лица, допустившего нарушение закона;
  • фамилии, имена, отчества других лиц, участвующих в деле;
  • указание прав и интересов, которые были нарушены;
  • взыскиваемая сумма с приложенным расчетом;
  • приведение нормативно-правовых актов, предписания которых проигнорированы.

Иск может быть оставлен без рассмотрения, если из его содержания нельзя выявить правовые и фактические основания для признания процедуры регистрации недействительной. То же самое касается ситуаций, в которых нет возможности определить, какую именно регистрацию следует аннулировать. Важно учитывать и тот факт, что обращение не рассматривается, когда не соответствует требованиям ст.228 ХПК. Как видите, уже на предварительной стадии требуется основательная подготовка. Рекомендуем обращаться к нам сразу после возникновения потребности в обжаловании работы госорганов по регистрации или внесении корректировок.

Субъектный состав лиц, принимающих участие в разбирательствах по делу

В п.26 Положения сказано, что ответственность за достоверность предоставляемых в соответствующий орган данных несут владельцы имущества, руководитель организации или ИП. Стоит отметить, что ложные сведения – это отдельное основание для аннулирования регистрации. Данный момент приведен во 2-й и 4-й частях рассматриваемого пункта Положения.

Учитывая, какие наступают последствия признания регистрации юридического лица недействительной вследствие предоставления заведомо ложных данных, по этому основанию с иском могут обратиться исключительно уполномоченные органы. Дело в том, что не просто признается ничтожной сама процедура, но и взыскиваются все полученные нелегальным способом доходы с последующим прекращением деятельности хозяйственного субъекта. Чтобы не оказаться в такой ситуации, еще на стадии подготовки к регистрации следует быть предельно внимательным и перепроверять все существенные документы.

Стоит отметить, что регистрирующий орган в таких ситуациях не несет ответственности. В суде он выступает на стороне ответчика в качестве третьего лица, которое не самостоятельно заявляет требований, касающихся предмета спора. В роли ответчика рассматривается сам хозяйственный субъект. Это вполне справедливо, ведь на госструктуру на возлагается ответственность за проверку достоверности сведений. Добавление такого полномочия существенно затягивало бы процесс регистрации, поэтому законодатель на данном этапе не предусмотрел подобную обязанность.

При определении круга конкретных лиц, которые должны привлекаться как ответчики по делу, исходят из объекта госрегистрации и предмета иска. Допустим, если оспаривается регистрация юрлица, оно и выступает в качестве стороны несущей ответственность. Когда подразумеваются изменения и дополнения в учредительных документах, в этом качестве выступают организации, в чьи бумаги внесены корректировки. Если истец не возражает, можно направить ходатайство о том, чтобы ответчиком было другое лицо, когда его участие вытекает из сути спора. В качестве сторонних участников могут привлекаться и другие фигуранты, не заявляющие самостоятельных требований по предмету спора. П.24 Положения гласит, что возможность обжалования регистрации предусмотрена для лиц, чьи интересы пострадали в результате этой процедуры.

В роли участника в таких делах обязательно присутствует регистрирующий орган, законность действий которого находится под сомнением. Могут привлекаться и иные лица. Все зависит от судьи. Именно он включает в процесс дополнительных участников, основываясь на особенностях конкретного дела.

Производство возбуждается в отношении тех, кто указывается в исковом заявлении в роли ответчиков. Важно отметить, что в функции суда еще входит и выяснение, являются ли ответчики надлежащими по конкретному спору. Дело в том, что в ст.193 ХПК говорится, что, при участии нескольких фигурантов, в решении суда следует сообщить, как решен вопрос в отношении каждого из них. Кроме того, выявление надлежащего ответчика жизненно необходимо для грамотного распределения судебных издержек по правилам, приведенным в 133-й статье ХПК Республики Беларусь. Согласно основному правилу данной статьи, затраты органа Фемиды распределяются между сторонами пропорционально удовлетворению их требований. Кроме того, если во время процесса Вы откажетесь от иска, ответчик не будет возмещать пошлину.

Появились вопросы?
Оставьте ваш номер телефона и получите бесплатную консультацию

Предмет, бремя доказывания и срок, отведенный для обращения в суд

Задача судопроизводства по иску о признании регистрации недействительной должна влечь восстановление нарушенных прав и законных интересов. При рассмотрении иска следует исходить из того, что истец обязан представить доказательства оснований для отмены процедуры, выполненной уполномоченным органом. Если подтверждение отсутствует или не является достаточным, в том числе и в отношении вреда, причиненного регистрацией, в удовлетворении иска может быть отказано.

При удовлетворении заявления о признании регистрации недействительной из-за представления ложных сведений следует брать в расчет, что предмет доказывания по подобным делам включает в себя ряд обстоятельств:

  • наличие факта нарушения;
  • его характер;
  • имел ли место умысел;
  • последствия, которые наступили в результате нарушения;
  • иные обстоятельства.

Когда речь идет о признании незаконными действий или бездействия регистрирующего органа и его должностных лиц, обязанность доказывания возлагается на сам регистрирующий орган. Это закреплено в ст.229 ХПК РБ. Исходя из этой статьи, суд должен проверить компетенцию органа или его сотрудника, осуществивших действия, которые обжалуются. Кроме того, определяется соответствие действующей нормативно-правовой базе нашей страны по данному вопросу.

227-я статья ХПК указывает на то, что существуют определенные сроки, в течение которых в экономический суд можно подать заявление. Положение о госрегистрации гласит, что обжаловать решение регистрирующего органа по таким вопросам можно на протяжении 3 лет. Истечение этого временного периода является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Если речь идет о спорах, связанных с юрлицами и ИП, суд обязан рассмотреть дело в течение 1 месяца. Когда подразумевается предприятие с участием иностранцев, на разбирательства отводится не более 7 месяцев, если иное не установлено международным договором РБ. Срок отсчитывается с даты вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству.

Когда подразумевается обжалование действий/бездействия регистрирующих органов, на рассмотрение отводится 1 месяц с момента поступления заявления, включая подготовку к разбирательству и непосредственное принятие решения.

В постановлении Высшего хозсуда №7, датированном 2011 годом, акцентируется внимание на то, что требования ст.193 ХПК, которые предъявляются к решению суда, обязательны для всех разновидностей исковых производств. Это касается и обращений по поводу оспаривания ненормативного акта, действий или их отсутствия со стороны госорганов, должностных лиц и т.д., так как ХПК предусматривает единую форму завершения разбирательств по существу (вынесение решения). Выводы о полном или частичном удовлетворении требований или отказе должны излагаться в резолютивной части отдельно по каждому требованию. Когда в разбирательствах принимает участие несколько истцов и ответчиков, суд сообщает, как разрешен спор в отношении каждого из них. Причем это должно содержаться и в мотивировочной, и в резолютивной части. Кроме общих требований, существуют и особенные, касающиеся содержания решений экономического суда непосредственно о признании незаконными действий регистрирующего органа. Их можно найти в статьях 199 и 230 ХПК.

Судебные расходы

284-ая статья Налогового кодекса Беларуси гласит, что объектами обложения госпошлиной не признается рассмотрение обращений, касающихся ликвидации организаций, признания регистрации недействительной и апелляционных/кассационных жалоб, а также обращений в надзорном порядке по подобным делам. Таким образом, пошлину платить не нужно. Этот факт подтверждается и 287-й статьей НК РБ. Обратите внимание, что это касается истцов. Расходы на пошлину распределяются по итогам рассмотрения конкретного вопроса на основании ст. 133 ХПК.

В настоящее время Верховный Суд завершает разработку проекта постановления Пленума, который посвящен моментам разбирательств в судах по экономическим делам, связанным с регистрацией и ликвидацией хозяйственных субъектов. Для достижения единообразности, будут даны разъяснения по применению нормативов белорусского права в области госрегистрации и ликвидации.


Таким образом, признание недействительной регистрации, произведенной должностным лицом государственного органа, представляет собой отдельный аспект права, который нуждается не только в дополнительном толковании, но и участии узкопрофильных специалистов. Отличным решением будет сотрудничество с нашей компанией. Почему? Давайте разберемся.

«МК-Правовые технологии» – все, что нужно знать предпринимателю о законах

Это действительно так. Подписав с нами договор, Вы не только снимаете с себя ответственность, но и получаете гарантию максимально выгодного с точки зрения закона решения своих вопросов. В подписанном документе содержатся все моменты, необходимые, чтобы Вы могли считать свои права защищенными.

Индивидуально подходим к каждому клиенту. Выступаем против универсальности. В штате присутствуют специалисты различного профиля. Каждый занимается своим делом. Вы будете получать сведения о ходе дел по Вашему проекту в режиме реального времени. Если нужно, над ним будет работать целая команда, в которой четко распределена ответственность.

Наши цены устроят и владельца перспективного, но пока малодоходного стартапа, и руководителя крупного предприятия. В первом случае есть возможность обращаться для точечного решения конкретных вопросов, во втором – сотрудничество на особых условиях.

Гарантируем полную конфиденциальность. Прекрасно понимаем, что изучение документов влечет получение разного рода сведений, в том числе и тайных. Мало того, данные о текущем положении дел могут быть использованы конкурентами для усиления своей позиции на рынке. Гарантируем отсутствие утечек информации. Отзывы о нас – лучшее подтверждение, что мы ценим каждого, кто выбрал нас в качестве исполнителей по проекту.

С нами можно связаться любым из предложенных способов, но лучше личного общения пока ничего не придумано. Можно приехать в офис с документами и разобраться во всем на месте или заказать визит сотрудника к Вам. Подстроимся под Ваш график, Вы не испытаете абсолютно никаких неудобств.

Даже из безнадежного дела можно извлечь выгоду при грамотном подходе. Скажем больше, мы прекрасно справляемся там, где другие юристы недоуменно разводят руками. Как уже говорилось выше, разгадка кроется в узкопрофильном подходе. Если мы беремся за дело, лучше нас с ним не справится никто!

Давайте обсудим детали сотрудничества, выявим сильные и слабые стороны Вашей ситуации, разработаем стратегию поведения в суде – сделаем все то, что позволит добиться положительного результата!

Руководитель в ООО "МК-Правовые технологии" | +375(44)755-01-01 | sz@jurisprudent.by | +

Более 20 лет Светлана является практикующим юристом в сфере хозяйственного права. В послужном списке успешное представление интересов субъектов хозяйствования Республики Беларусь и зарубежных партнеров, взыскание задолженности, уменьшение требований кредиторов, защита от недобросовестных требований, проведение семинаров, ведение переговоров, заключение договоров на выгодных условиях.