В 2019 году можно уверенно говорить о серьезной динамике развития бизнеса в сфере высоких технологий. Существует большое число компаний, занимающихся разработкой приложений, онлайн-сервисов и т.д. Периодически возникают споры при разработке программного обеспечения. Грамотная реакция айти-юриста на конфликт поможет компании отстоять свои права и уберечься от убытков. Природа неприятных ситуаций может быть различной. Виновной стороной может быть и сам разработчик, и контрагент. Важно уметь находить рациональное правовое решение в любой сложившейся ситуации.
Оптимальным вариантом будет сопровождение сотрудниками, которые специализируются именно на IT-праве. Отдельные консультации возможны, но оптимальным решением является полное ведение. Дело в том, что сфера относительно новая, отличающаяся тем, что еще не выработаны механизмы реагирования на те или иные проблемные ситуации, что порождает двусмысленность в толковании норм права, которые распространяются на эту область человеческой деятельности. Именно поэтому лучше всего доверить формирование правового поля для разработки ПО компании ЮРИДЭКС. Чтобы Вы получили более основательное представление об особенностях регулирования IT, давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.
Ситуация, когда создание софта происходит по заказу контрагентов, типична не только для Беларуси, но и для всего мира. К сожалению, нашими законами договор на подготовку программного обеспечения не регламентируется.
2 договора из последнего пункта – не одно и то же. Они отличаются по объему прав, которые получает лицо, выступающее в роли покупателя. Если требуется стать полным владельцем, подписывается договор уступку, когда подразумевается ограниченный объем прав – в ход идет лицензионный договор. Обратите внимание, что мы не случайно объединили их в одну категорию. Дело в том, что есть не только отличия, но и общие моменты, ведь в обоих случаях разработчик должен предоставить определенный объем прав на программное обеспечение клиенту, который обязан перечислить вознаграждение за результат. Как Вы уже догадались, споры возникают из-за ненадлежащего исполнения обязательств друг перед другом.
Каждый из аспектов имеет свои особенности. Разобраться в тонкостях, найти выход из проблемной ситуации без грамотного юриста зачастую невозможно. Именно поэтому рекомендуем не пускать дела на самотек, а сразу привлекать к работе правоведов с опытом в данной сфере. Например, с этой задачей прекрасно справится наша компания. Рассмотрим каждый из рисков.
В первую очередь это относится к качеству. Результат обязан отвечать условиям заключенного соглашения, что прописано в Гражданском кодексе РБ. Если функционал расходится с тем, который согласовывался сторонами, приложение не функционирует или делает это некорректно, клиент имеет право предъявить претензии, связанные с качеством. Требования могут выражаться в:
Вывод о том, что приложение не соответствует пожеланиям, заявленным в ТЗ, может быть сделан уже в процессе разработки. Совсем необязательно дожидаться окончания работы. Если проблема не устранена, клиент может поручить исполнение иной организации за счет того, кто не справился или не устранил проблему в срок.
Если Вы считаете претензии к качеству необоснованными, следует подтвердить, что программа соответствует всем моментам, указанным в договоре и техническом задании. Для этих целей обычно привлекается узкопрофильный специалист или направляется ходатайство о проведении судебной экспертизы в случае, когда дело доходит до разбирательств в органах Фемиды.
Важно, чтобы в договоре содержались не только требования к качеству, но и временной период, в течение которого задача должна быть выполнена. Допускается разделение процесса на этапы с промежуточной отчетностью по каждому из них (например: проект, написание кода, последующее тестирование).
Претензии могут выражаться и в неустойке (имеет форму штрафа/пени), что конкретизируется в заключаемом документе. Когда данный момент не согласован, заказчик не имеет права требовать компенсацию, ведь по состоянию на сегодня она не предусмотрена законодательством нашей страны.
Помните, что исполнитель должен и своевременно предоставить итоговый продукт, и приступить к его созданию в соответствии с датой, приведенной в договоре. Если это не учесть, у заказчика появится дополнительная возможность отказаться от сотрудничества и потребовать компенсации урона. То же самое клиент имеет право сделать, когда процесс разработки явно затягивается, что ставит под вопрос своевременное решение поставленной задачи.
Избежать санкций можно, если доказать, что приложение создано в оговоренный срок. Дата фиксируется в соответствующем акте, составляемом лицом, выполнившим работу, и подписываемом сторонами. Акт может отражать и завершение всей работы, и реализацию какого-то отдельного этапа.
Клиент имеет право не подписывать этот документ, если считает, что приложение имеет недостатки. Данной возможностью часто злоупотребляют, оттягивая подписание акта без предоставления письменной претензии с обоснованными замечаниями. Любой юрист в сфере айти знает, как поступать в такой ситуации. Для исключения вероятности подобного развития событий, достаточно предусмотреть в договоре условие о том, что, если клиент расписывается в акте без направления мотивированных претензий по готовому заданию, оно признается исполненным и подлежащим полной оплате.
Чтобы потребитель смог использовать созданную по его заказу программу, нужно передать ему не только само приложение, но и право на этот IT-продукт. Создатель отказался выполнить это условие? Тогда клиент имеет право потребовать:
IT-организация должна просто оформить надлежащим образом передачу приложения и права на него. Это и будет подтверждением исполнения обязательств. ПО передается на физическом носителе, посредством облачного хранилища и другими способами, предусмотренными соглашением между сторонами и не противоречащими действующему законодательству Беларуси. Факт передачи фиксируется в акте. Если речь идет о материальном носителе, оптимальным решением будет оформление накладной согласно 58-й Инструкции.
Исключительное право на ПО при договоре уступки по общему правилу передается заказчику с момента заключения подобного соглашения, но встречаются ситуации, когда прописан иной алгоритм. К примеру, право на программное обеспечение переходит после оформления акта приемки-передачи.
ПО-разработка – сложный процесс, требующий достаточно много времени. Именно по этой причине есть смысл зафиксировать схему, в соответствии с которой будет оплачиваться работа. Наиболее уместно поэтапное перечисление средств с указанием конкретного срока оплаты. Так значительно проще отслеживать задолженность и предъявлять претензии в случае необходимости. Данный момент следует непременно указывать в соглашении между сторонами, ведь по общему правилу вознаграждение выплачивается после получения итогового результата.
Обращение в суд до истечения срока, отведенного на оплату, повлечет для разработчика убытки (потеря государственной пошлины). Не стоит делать слишком большие временные отрезки для погашения задолженности, чтобы можно было оперативно прибегать к помощи органов Фемиды.
Чтобы получить дополнительную гарантию получения финансовых средств за проделанную работу, позаботьтесь о включении положений об обеспечении исполнения финансовых обязательств, к примеру, путем назначения поручителя.
Стоит помнить, что, если в договоре неправильно приведен предмет соглашения, документ признается недействительным. Самой яркой иллюстрацией подобной ситуации является отсутствие технических характеристик ПО в техническом задании. Это касается и прочих существенных условий (допустим, в лицензионном договоре не говорится, на территории какой страны допускается использование того или иного приложения).
Если есть арбитражное соглашение, вопросы решаются международными арбитражными судами (МАС), если третейское – третейскими органами правосудия. Кстати, в нашей стране функционирует специализированный Третейский суд в области IT и интеллектуальной собственности.
Определение органа, в котором будут рассматриваться споры, целесообразно еще на стадии создания проекта договора. На выбор влияет множество факторов (например, стоимость иска или размер пошлины). Если этот момент не предусмотрен, в качестве органа для рассмотрения спора будет выступать госсуд по адресу нахождения ответчика. Разобраться в этом поможет юрист нашей компании. Мы сделаем все, чтобы Вы извлекли максимальную выгоду. Чтобы Вы могли принять окончательное решение, позвольте привести некоторые преимущества сотрудничества с нами.
Настало время обсудить детали. Поставьте подпись в договоре. Остальное берем на себя. Оцените все прелести сотрудничества в беззаботном режиме от компании ЮРИДЭКС!
Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:
Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.