Выделение унитарного предприятия из унитарного предприятия в 2019 году (часть 2) - Юридическая компания ЮРИДЭКС
Услуги

    Напишите нам

    Имя

    Телефон для связи

    Ваше сообщение

    Выделение унитарного предприятия из унитарного предприятия в 2019 году (часть 2)

    • Время прочтения:

      10 мин

    • Автор:

      Сунцова Наталия

    • Дата публикации:

      28, Август, 2019

    • Поделиться:

    Этап 1. Принятие решения о реорганизации унитарного предприятия в форме выделения

    Читая абзац 10 пункта 6 статьи 113 ГК, можем увидеть, что владелец имущества реорганизуемого ЧУП принимает решение о реорганизации предприятия путём выделения из него иного ЧУП. Владельцем имущества организации, как правило, может являться и физическое, и юридическое лицо. Когда владелец имущества ЧУП принял решение о реорганизации путём выделения, он обязан соблюсти требования законодательства.

    Госрегистрация выделенной организации может быть аннулирована из-за нарушение собственником реорганизуемого ЧУП норм законодательства. Решение о реорганизации путём выделения является основанием для образования выделяемого предприятия. Однако, беря в расчёт абзац 15 части 1 пункта 19, абзац 2 части 4 пункта 26 Положения о госрегистрации, даже когда в заявлении о госрегистрации выделенного ЧУП будет указано, что порядок его формирования соблюдается, а в реальности будет всё наоборот, мы считаем, что в этой ситуации госрегистрация выделенного ЧУП будет аннулирована.

    Нюансы принятие решения о выделении унитарного предприятия, когда учредителем является физическое лицо.

    Решение принимает само физическое лицо, если оно является владельцем имущества.

    Важный момент!

    Невозможно отнести вопрос о принятии решения о реорганизации предприятия к компетенции руководителя ЧУП через закрепление данной компетенции в уставе организации. Только от компетенции владельца имущества ЧУП зависит решение этого вопроса, о чём говорится в абзаце 10 пункта 6 статьи 113 ГК.

    Ни форма решения владельца имущества ЧУП о реорганизации путём выделения, ни порядок оформления, ни список необходимых сведений, которые должны в него включаться, ни время его подготовки законодательством не определены. Из-за того, что в законодательстве отсутствует специальное регулирование, мы считаем, что составляя решение о реорганизации путём выделения, нужно брать в расчёт главу 7 и другие положения Инструкции по делопроизводству в государственных органах, прочих организациях, которая была утверждена постановлением Министерства юстиции РБ от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству), часть 2 статьи 26 Закона РБ от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», пункт 2 части 1 пункт 3 Инструкции по делопроизводству.

    В Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, которая была утверждена приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции РБ от 14.05.2007 № 25, содержится унифицированная форма решения собрания учредителей о реорганизации, которую можно использовать, в качестве основы для составления этого решения.

    Физическому лицу, принявшему решение о реорганизации путём выделения нового предприятия, требуется указать в решении:

    1. Для начала само решение;
    2. Организационно-правовую форму выделяемого юрлица, в нашем случае – частное унитарное предприятие;
    3. Число выделяемых предприятий;
    4. Время проведения реорганизации путём выделения;
    5. Величину уставного фонда (УФ) выделяемой организации, а также последовательность и его источники.

    Для уставного фонда выделяемого ЧУП законодательство не определяет конкретную стадию образования. Предполагаем, что сведения о величине, порядке и источниках его создания могут определяться и на этапе принятия решения о реорганизации, и на этапе принятия, когда принимается решение о формировании выделяемого ЧУП.

    Важный момент!

    Реорганизуемая организация обязана в письменной форме сообщить своим кредиторам об уменьшении УФ, что происходит по причине передачи его части выделяемому ЧУП. Кредиторы реорганизуемого ЧУП имеют право потребовать прекратить или досрочно исполнить обязательства, должником по которому является ЧУП, и возместить убытки, о чём говорится в части 2 пункта 7 статьи 113 ГК.

    Сообщить кредиторам об уменьшении УФ реорганизуемого ЧУП лучше в одно время, то есть в одном документе, когда собственник имущества собирается сообщить кредиторам о реорганизации, когда на этапе принятия решения о реорганизации, принимается решение и сформировать УФ выделяемого ЧУП за счет уменьшения УФ реорганизуемого ЧУП, о чём говорится в пункте 1 статьи 56 ГК. Этот совет поможет сэкономить время.

    В обстоятельствах, при которых УФ выделяемой организации образуется благодаря УФ реорганизуемой организации, в решении о реорганизации путём выделения лучше определить величину УФ реорганизуемого предприятия уже после выделения.

    • Поручение учредителю реорганизуемой организации провести конкретные мероприятия по реорганизации и установить время их исполнения, к чему относится:
      • инвентаризация активов и обязательств предприятия, о чём говорится в абзаце 2 пункта 2 статьи 13 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (дальше – Закон о бухгалтерском учете).
      • подготовка и представление на согласование владельцу имущества предприятия разделительного баланса, о чём говорится в пункте 2 статьи 55 ГК.
      • предупреждение кредиторов, госорганов, обслуживающего банка и сотрудников предприятия о реорганизации.
    • Сроки, на протяжении которых проводится инвентаризация имущества реорганизуемой организации и составляется разделительный баланс и прочее.

    Нюансы принятия решения о выделении унитарного предприятия, когда учредителем является юридическое лицо

    Процедура принятия решения о реорганизации предприятия путём выделения из него иного предприятия связана с организационно-правовой формой владельца имущества реорганизуемого ЧУП, если этот владелец – юрлицо.

    Для понимания возьмём один пример. Какая будет процедура принятия подобного решения, если владельцем имущества реорганизуемой организации – общество с ограниченной ответственностью (ООО) либо дополнительной ответственностью (ОДО)?

    Беря в расчёт абзацу 6 части 1 статьи 35 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах), решение о реорганизации предприятия путём выделения принимается лишь высшим органом управления ООО (ОДО) – владельцем имущества организации. Но ситуации бывают разные.

    Когда имеется один учредитель, решение о реорганизации ЧУП принимается этим лицом в одиночном порядке. Единственный учредитель имеет право использовать произвольную форму, поскольку законодательство не определяет форму подобного решения. У владельца имущества реорганизуемой организации решение будет иметь аналогичное содержание, как и в ситуации, когда решение принимается физическим лицом.

    Когда ООО (ОДО) владеют несколько учредителей, решение о реорганизации принимают они на общем собрании участников либо относят это в уставе общества к компетенции совета директоров или наблюдательного совета. Тогда решения о реорганизации принимается наблюдательным советом, о чём говорится в части 2 статьи 35 Закона о хозобществах.

    Важный момент!

    Исполнительный орган владельца имущества ЧУП – ООО (ОДО) не имеет права принимать решение о реорганизации ЧУП, даже если общее собрание участников или наблюдательного совета выражают личное согласие на принятие подобного решения исполнительным органом общества, о чём говорится в части 3 статьи 35 Закона о хозобществах.

    На практике, на внеочередном общем собрании учредителей ООО (ОДО) происходит принятие решения о реорганизации предприятия путём выделения. Однако законодательством не запрещено принимать подобные решения и на очередном собрании.

    Чтобы на внеочередном собрании принять решения о реорганизации предприятия путём выделения общим собранием участников ООО (ОДО), необходимо:

    • Принять решения об организации общего собрания участников, чтобы рассмотреть вопрос о реорганизации предприятия.

    Исполнительный орган ООО (ОДО) принимает подобное решение. Беря в расчёт часть 1 и 2 статьи 108, часть 6 статьи 112 Закона о хозобществах, решение о созыве общего собрания участников принимается наблюдательным советом, который формируется, когда это предусмотрено уставом ООО (ОДО). Он же и занимается решением вопросов, которые связаны с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников этого общества.

    В это решение нужно включить сведения, которые указаны в части 1 статьи 38 Закона о хозобществах, а ещё можно включить иную информацию, что указан в части 2 статьи 38 Закона о хозобществах.

    • Известить каждого участника о предстоящем общем собрании ООО (ОДО), что осуществляет исполнительный орган ООО (ОДО). Когда наблюдательный совет обладает компетенцией решать вопросы, которые связаны с подготовкой и проведением общего собрания, извещением участников тоже занимается данный орган управления. Беря в расчёт часть 4 статьи 108 Закона о хозобществах, участникам сообщается о созыве общего собрания через почтовую связь либо другим способом, который обеспечивает подлинность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение, по адресам, указанным в списке учредителей ООО (ОДО).

    Учредителей требуется известить не позднее тридцати дней до даты начала собрания и не позднее десяти дней – когда повторно планируется провести собрание. Однако, если уставом определены меньшие сроки извещения, нежели указанные выше, известить участников необходимо за время, которое устанавливается уставом, о чём говорится в статье 39, части 4 статьи 108 Закона о хозобществах.

    В части 7 статьи 39 Закона о хозобществах указываются сведения, которые необходимо включать в извещение о проведении собрания участников.

    Важный момент!

    Беря в расчёт части 8, 10 статьи 39 Закона о хозобществах, в извещении о созыве общего собрания требуется указывать адреса, в которых лица, имеющие право на участие в общем собрании, смогут ознакомиться с информацией о деятельности данной организации за отчетный период, когда вопросы, которые связаны с принятием решения о реорганизации ЧУП, будут рассматриваться на годовом общем собрании общества.

    • Провести общее собрание участников ООО (ОДО), чтобы изучить вопросы, которые затрагивают реорганизацию предприятия.

    Беря в расчёт часть 1 статьи 42 Закона о хозобществах, общее собрание участников ООО (ОДО) можно проводить:

    • заочно;
    • очно;
    • смешанно.

    Устав или орган общества определяет форму проведения общего собрания. Однако помимо них, этим могут заниматься участники или аудиторская организация (аудитор, который осуществляет деятельность в виде ИП). Но есть исключение. Решение о форме общего собрания участников принимает орган, который имеет полномочия на подготовку и проведение общего собрания участников, если устав и указанные лица не определили форму собрания. Беря в расчёт чём абзац 4 части 1 статьи 38, части 1 и 2 статьи 108 Закона о хозобществах, не забывайте, что согласно общему правилу данным органом считается исполнительный орган.

    Важный момент!

    Устав может предусматривать запрет на принятие решения по вопросам, которые затрагивают реорганизацию унитарных предпритий, владелец которых – ООО (ОДО), через проведение заочного голосования, если в последнем не принимают участие лица, которые вправе присутствовать на общем собрании, о чём говорится в части 5 статьи 45 Закона о хозобществах. Из этого следует, что лишь в очном варианте можно организовывать общее собрание участников, на котором будут рассматриваться данные моменты.

    Члены общего собрания обязаны иметь в сумме больше пятидесяти процентами голосов от общего числа голосов всех участников организации, чтобы признать само собрание правомочным, то есть имеющим кворум. Однако, внеочередное собрание членов хозобщества, на котором буду изучаться вопросы реорганизации предприятия, можно провести повторно по такой же причине, когда нет указанного кворума. Причём, беря в расчёт часть 2 статьи 43 Закона о хозобществах, собрание становится правомочным, когда его члены  от общего числа голосов всех участников организации будут иметь более тридцати процентов голосов, при условии, что устав не предусматривает больше голосов.

    • Принять решения по вопросам реорганизации организации.

    Беря в расчёт часть 4 статьи 45 Закона о хозобществах, решения членов общего собрания ООО (ОДО) по вопросам реорганизации есть возможность принимать путём:

    • открытого голосования;
    • голосования бюллетенями;
    • открытого голосования карточками, при условии, что это предусматривается уставом организации.

    Решения принимаются большинством голосов, то есть более пятидесяти процентов. Беря в расчёт часть 6 статьи 45 Закона о хозобществах, решения, которые затрагивают реорганизацию ЧУП, принятые членами общего собрания ООО (ОДО), требуется оглашать на общем собрании или довести их до его членов, на что даётся десять дней. Отчёт идёт от даты, когда составляется протокол собрания в форме, установленной уставом.

    Важный момент!

    Беря в расчёт часть 7 статьи 45 Закона о хозобществах, решение может быть оспорено в суде, если оно нарушает требования законодательства либо устава ООО (ОДО) и нарушает права или законные интересы его участника или бывшего участника. Последний на протяжении двух месяцев с даты, когда он узнал или должен был узнать о принятии данного решения, имеет право подать иск в суд.

    • Составить протокол по итогам собрания.

    Протоколируются решения, которые принимаются членами собрания ООО (ОДО), затрагивающие реорганизацию предприятия путём выделения. Ранее говорилось, что согласно абзацу 10 пункта 6 статьи 113 ГК, выделение организации происходит по решению владельца его имущества. Поэтому, если владельцем имущества организации является юрлицо, протокол общего собрания участников ООО (ОДО) будет считаться документом, придающим юридическую силу решению общего собрания о реорганизации путём выделения.

    Руководителю реорганизуемого предприятия нужно показать протокол общего собрания участников общества о реорганизации предприятия путём выделения. Для него протокол – это основание для начала работы над мероприятиями по реорганизации. Однако законодательство не утверждает, что руководителя следует в обязательном порядке ознакомить с протоколом. Не стоит забывать, что нарушение норм законодательства, при принятии владельцем решения о реорганизации, может аннулировать госрегистрацию.

    Пример из жизни.

    Наблюдательный совет ООО, которое является владельцем ЧУП, принял решение о реорганизации частного унитарного предприятия. Причём наблюдательный совет не имеет компетенции решать этот вопрос согласно уставу организации. В таком случае, после формирования выделенного ЧУП, основанием которого является вышеупомянутое решение, имеется риск аннулирования госрегистрации выделенного предприятия.

    Поделиться:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии
    Подпишитесь на наши социальные сети, там также выходит много интересного и полезного материала.

      Получите онлайн-консультацию специалиста

      Ваше имя

      Телефон для связи

      Неправильно введен номер!

      Все Ваши вопросы, мы с удовольствием обсудим с Вами по телефону:

      Связаться с представителем компании и задать все имеющиеся вопросы можно по указанным на сайте контактным данным.

      Сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, предоставления персонализированных рекомендаций.
      Принять
      0
      Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x