Выделение унитарного предприятия из унитарного предприятия в 2019 году (часть 6)

ЭТАП 5. Как внести изменения в устав реорганизованного частного унитарного предприятия?

Если заглянуть в пункт 22 Положения о государственной регистрации, то можно увидеть описание ситуаций, когда в обязательном порядке требуется изменить или дополнить устав любого предприятия, чтобы провести выделение унитарного предприятия. Ими считаются:

  • смена названия предприятия;
  • переход имущества к новому владельцу или перемены в составе учредителей организации, но исключением являются организации, не ведущие коммерческую деятельность, товарищества садоводов, общества акционеров, товарищества собственников, потребительские кооперативы и ассоциации торгово-промышленных палат;
  • ситуация, когда за отведённое время не удалось сформировать уставный фонд предприятия.

Важный момент!
На разрешение любой из вышеперечисленных ситуаций, когда следует изменить или дополнить устав, даётся два месяца. За данное время нужно добавить изменения в устав предприятия, а затем представить их, чтобы провести госрегистрацию, что не нарушит пункт 22 Положения о государственной регистрации.

Из этого следует: белорусская законодательная система не вынуждает в уставе реорганизованного ЧУП освещать изменения, в которых задокументировано проведение реорганизации ЧУП в форме выделения. Однако неправильно утверждать, что факт реорганизации не имеет право быть задокументирован через внесение изменений и дополнений в самом уставе. Когда в уставе документируется о реорганизации ЧУП, в него разрешается внести и прочие изменения или дополнения.
Важный момент!
Если владелец имущества ЧУП пожелает, устав можно осветить в новой редакции (абзац 3 ч. 1 п. 16 Положения о государственной регистрации).
Причём, когда выделившееся юрлицо произвело госрегистрацию, именно тогда учредителю будет целесообразней внести в устав сведения о реорганизации в форме выделения.

5.1 Форма решения о внесении дополнений в устав

Когда собственник имущества реорганизованного ЧУП принял решение изменить устав предприятия, подлежащее реорганизации, ему необходимо задокументировать данное решение (абзац 4 п. 6 ст. 113 ГК).
Законодательная система не устанавливает форму решения о внесении дополнений в устав организации, следовательно, собственник имеет право использовать произвольную форму, соблюдая общие положения к делопроизводству. К примеру, требования к оформлению протокола общего собрания, когда владельцем имущества реорганизованного ЧУП – это юрлицо (пункт 103 - 110 Инструкции по делопроизводству).
Собственнику, решившему изменить устав реорганизованного ЧУП, будет целесообразно внести в него такие реквизиты и условия, как:

  • название документа, дата и место его формирования;
  • распорядительное слово «РЕШИЛ»;
  • само решение собственника изменить устав для подлежащего реорганизации ЧУП в форме выделения, которое оформляется в качестве приложений к уставу.

Рассматривая ч.1 п. 16 Положения о государственной регистрации, видим, что любые изменения или дополнения обязаны быть в двух экземплярах.
Важный момент!
Когда владелец решил изменить устав, ему нужно в письменном виде предупредить об этом органы ФСЗН по месту постановки ЧУП на учет (абз. 10 п. 26 Положения об уплате взносов в ФСЗН), имея на данную операцию пять рабочих дней, с момента принятия своего решения.

5.2. Документы для государственной регистрации дополнений и изменений

Чтобы совершить госрегистрацию, изменить и дополнить устав ЧУП и провести реорганизацию предприятия в форме выделения, учредителю следует подготовить документы, которые согласно части 1 п. 13 Положения о госрегистрации, могут подаваться:

  • самим собственником в регистрирующий орган, в день, когда происходит обращение заявителя;
  • через веб-портал Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
5.2.1. Личное обращение

Чтобы собственнику лично совершить регистрацию, изменить, и дополнить устав ЧУП, согласно части 1 п. 16 Положения о госрегистрации, ему следует подать в регистрирующий орган:

  1. Заявление о госрегистрации с целью изменить и дополнить устав ЧУП.
    Важный момент!
    Постановление № 8 устанавливает форму заявления о госрегистрации, которая проводится с целью изменить и дополнить устав коммерческой организации.
  2. Составленные в качестве приложений к уставу дополнения в двух экземплярах, для которых не нужно делать нотариальное засвидетельствование.
  3. В формате doc либо rtf электронные копии дополнений.
  4. Платежный документ, который подтверждает оплату госпошлины – его оригинал.

Важный момент!
Чтобы уплатить госпошлину, нужно учесть ставку или размер базовой величины, которые были установлены в день обращения собственника ЧУП в регистрирующий орган для госрегистрации дополнений. Согласно части 1 пункта 3 статьи 287 НК, подпункту 1.3, 1.4 пункта 1 приложения 22 к НК, их размер равен:

  • половине базовой величины в случаях, когда коммерческая организация имеет в своём составе учредителей, среди которых более пятидесяти процентов – инвалиды, или когда организация образована ветеранами или обществом инвалидов;
  • двум базовым величинам для прочих коммерческих организаций.

Согласно части 1 п. 24 Положения о госрегистрации, имеющий полномочия представитель регистрирующего органа после подачи и рассмотрения документов (абзац 2 ч. 2 п. 23 Положения о госрегистрации):

  • поставит собственнику ЧУП штамп о завершении госрегистрации, которая проводятся с целью дополнить и изменить устав ЧУП;
  • выдаст единственный экземпляр тех дополнений, которые вносятся в устав ЧУП заявителем, решившим их представить;
  • внесёт в ЕГР запись о прошедшей госрегистрации дополнений и изменений.

Важный момент!
Владелец имеет право вернуть себе пятьдесят процентов уплаченной госпошлины в ситуации, когда происходит неосуществление либо отказ от госрегистрации, которая проводится с целью изменить или дополнить устав, о чём говорится в подпункте 4.2.1 п. 4 ст. 292 НК.
Чтобы изменить устав и закончить регистрацию, необходимо проставление штампа и внести запись об госрегистрации в ЕГР (абз. 4 ч. 3 п. 23 Положения о госрегистрации).

5.2.2. Государственная регистрация через веб-портал

Согласно части 1 п. 3, п. 15, п. 7, подп. 13.3 п. 13 Инструкции, утвержденной Постановлением № 1164 (далее инструкция № 1164), посредством веб-портала совершать подачу документов для госрегистрации, которая производится с целью изменить либо дополнить устав ЧУП, имеют право:

  1. Непосредственно учредитель предприятия или другое лицо, которое уполномочено согласно уставу или доверенности действовать от имени юрлица, устав которого требуется изменить или дополнить.
    Тогда, учитывая пункт 7 Инструкции № 1164, ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации, требуется отправить в регистрирующий орган нижеперечисленные документы:
    • заявление о госрегистрации, которая проводится с целью изменить и дополнить устав ЧУП;
    • дополнения, которые вносятся в формате doc либо rtf;
    • прочие требуемые документы в формате pdf.

    Чтобы посредством веб-портала подавать документы в регистрирующий орган, владельцу, подлежащего реорганизации ЧУП, нужно на каждом из них оставить электронные цифровые подписи (ЭЦП), согласно пункту 4 Инструкции № 1164;

  2. Нотариусы. Они имеют право представлять документы через веб-портал, чтобы зарегистрировать в уставе изменения или дополнения.

Дабы нотариусы могли предоставить в регистрирующий орган цифровые документы для госрегистрации, которая осуществляется с целью изменить либо дополнить устав ЧУП, собственнику ЧУП придётся уплатить нотариальный тариф в размере, который указывается в абзаце 4, 5 п. 33-1 за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами (далее - нотариальные тарифы), утв. постановлением Совета Министров РБ от 27.12.2013 N 1145 (далее - Постановление № 1145)):

  • 40% от 1 БВ – в обстоятельствах регистрации изменений или дополнений в устав ЧУП, в котором владелец имущества является инвалидом либо когда ЧУП образовано ветеранами или обществом инвалидов;
  • 190% от 1 БВ - в обстоятельствах госрегистрации изменений или дополнений в устав остальных ЧУП.

Чтобы зарегистрировать изменения (дополнения) в устав с помощью нотариуса, заявителю необходимо представить ему (п. 5, 15 Инструкции № 1164, ч. 1 п. 16 Положения о госрегистрации):

  • на бумаге заявление о госрегистрации;
  • в цифровом варианте (doc, rtf, pdf) изменения и дополнения, которые нужно внести в устав ЧУП;
  • прочая требуемая документация в формате pdf для прохождения госрегистрации.

После того, как все регистрационные операции у нотариуса заканчиваются, собственник имеет право забрать зарегистрированные изменения или дополнения в уставе (п. 21 Инструкции № 1164).
Нотариус имеет право на бумаге удостоверить формы внешнего представления указанных электронных документов. При их однократном удостоверении, уплачивать нотариальные тарифы не требуется (подп. 3.12 п. 3 Постановления № 1145).
Юридическое лицо признаётся реорганизованным, за исключением ситуации реорганизации в форме присоединения, со дня госрегистрации снова возникших юридических лиц.

Руководитель в ООО "МК-Правовые технологии" | +375(44)755-01-01 | sz@jurisprudent.by | +

Более 20 лет Светлана является практикующим юристом в сфере хозяйственного права. В послужном списке успешное представление интересов субъектов хозяйствования Республики Беларусь и зарубежных партнеров, взыскание задолженности, уменьшение требований кредиторов, защита от недобросовестных требований, проведение семинаров, ведение переговоров, заключение договоров на выгодных условиях.